Local Logo
Новости Ивнянского района Белгородской области
90.65
-0.33$
98.58
-0.19
+17 °С, ясно
Белгород

«Пейте святую воду как можно чаще». Каким был праздник Крещения у древних славян

19 января , 11:48ГазетаФото: Виктория Тихонова

19 января православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Крещение Господне.

Из года в год уже не один век православные после новогодних торжеств встречают один из самых больших, важных христианских праздников. 19 января православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Крещение Господне, или день Святого Богоявления, а в народном календаре его называют «Водокрещи».

Водосвет и Водокрещи

Каким был этот день у наших далёких предков? В далёкой языческой Руси праздник назывался по-другому: Водосвет, или Водокрест и отмечался он как раз 19 января. Водосвет, потому что в этот день вода становилась светлой, т. е. целебной.

В народном сознании средневековых славян святочные дни (период с Рождества Христова до Крещения Господня) воспринимались как особое время. Эти дни наполняли гаданием, колдовством, обрядами, по сути языческими по происхождению. Святочные колядования напоминали собой западноевропейский средневековый карнавал и сопутствующие ему ритуалы: переодевание в животных, ношение одежды навыворот или противоположного пола, использование «бесовских» масок и пр.

Участники святочных игрищ всё же были воцерковлёнными христианами и ощущали некое нравственное противоречие в своём поведении. Этот психологический дискомфорт и стал одной из причин крещенских купаний, ритуальных омовений участников святочных игр в освящённых прорубях. Поэтому именно участники игр ряженых, в основном молодые люди, купались в «иордани» — специальной проруби на реке, где на Крещение проходило Великое освящение воды.

Через энергетический канал

Вода, освящённая в канун Крещения и в день самого праздника, называется Великой агиасмой (Великой святыней). Освящённую воду верующие употребляют для окропления домов, храмов, предметов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до причастия, во время болезни её пьют и окропляются во исцеление, а также для других нужд. В день праздника Крещения Великая агиасма употреб­ляется для благословения домов, домашнего скота, различных предметов. Её хранят в течение года с особым благоговением и используют в экстренных случаях.

В течение истории многие святые отцы отмечали чудесные качества святой воды. Святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей» (Беседа о крещении).

Вода всегда была самым сложным и в тоже время самым простым веществом на планете. До сих пор она считается до конца не изученной. Понимали это и древние славяне. Само слово «вода» происходит от слова «веда», то есть люди приписывали воде свойства впитывать в себя информацию и передавать её на большие расстояния. Вода способна накапливать как отрицательную, так и положительную информацию, может восстановить биополе человека или разрушить его.

Согласно славянским ведознаниям, во время Водосветия Солнце, Земля и центр галактики расположены так, что открывается линия связи между серд­цем нашей планеты и центром галактики. Действует особого рода энергетический канал, который определённым образом структурирует всё, что в него попадает. Этой структуризации подвергается вода на Земле и всё, что сделано из неё.

Воинская традиция от Грозного

Для славян Водосвятие было не просто обрядом, но и моментом воссоединения с природой, благословением воды, призывом защиты божественных сил. В этот день вода приобретала особую сакральность, являла символ духовной очищённости. В народе считалось, что в сочельник — своеобразный апогей святок, нечистая сила особенно сильна. До момента освящения воды многие женщины не ходили ни к водоёмам, ни к колодцу — чтобы чёрт не утопил. Девушки в деревнях умывались крещенской водой — считалось, что это принесёт красоту. А выпавший в канун Крещения снег в народе считался целебным, его подсыпали в корм скоту — чтобы тот не болел, лечили снежными компрессами больных.

Традиция святить воду дважды тоже идёт с древних времен. Изначально этот обряд совершали в полночь, но с Х века святить воду начали в канун Крещения. На Руси в Крещенский сочельник воду традиционно освящали в купели, стоявшей в центре храма.

Второе освящение воды пошло от И­ерусалимской церкви — там оно появилось в связи с обычаем входить в Иордан в память о крещении Христа и для того, чтобы смыть с себя грехи и болезни, и уже оттуда пришло в другие страны, включая Россию. Так что сейчас воду освящают два раза: в сочельник 18 января и непосредственно в день Богоявления.

Учёные считают, что купание в ледяной воде было больше воинской инициацией, такой обряд посвящения, доказательства крепости духа. Иван Грозный показывал иностранным послам, как его бояре, сбросив шубы, купались с улыбкой на лице в проруби. Это делалось не в качестве обряда, а как пример воинского мужества.

Славяне испокон веков после бани купались в проруби или как минимум в снегу, что служило укреплению здоровья и общей закалке тела человека. Наши предки всегда практиковали несколько степеней очищения тела: огнём (прыгали через костёр на праздниках), водой (омовение летом и зимой), а также хождение по углям.

Скифская легенда рассказывает о том, как скифы окунали ребёнка в ледяную воду, сразу приучая его к суровым погодным условиям.

Символ духовного возрождения

В наши дни праздник отошёл от многих языческих обрядов и наполнен особым биб­лейским значением. Праздник Крещения Господня тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же Иоанн Креститель. О великом празднике, пришедшем к нам из глубины веков, говорит настоятель Космо-Дамиановского храма с. Курасовка протоиерей Сергий Черевко:

— Мы празднуем Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане в память о великом событии Евангельской истории. В Священном Писании омовение водами является символом духовного возрождения человека в новую жизнь с Богом. И мы верим, что Господь, входя в реку Иордан, как податель жизни и обновления, освятил всё водное естество. И в честь этого события нам и сегодня даруется это великое таинство освящения воды. При этом вода остаётся водой, но она наполняется Божественной благодатью. Она обретает чудодейственную силу, помогая людям преодолевать болезни, страсти, страдания, помогая изменять окружающий нас мир. И именно поэтому мы окропляем себя и свои жилища святой водой.

Крещенская вода иначе называется «Великая агиасма», что в переводе с греческого языка звучит как «Великая святыня», которая должна приниматься с благоговением как дар.

Что же касается частоты употребления крещенской воды, то святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество17 мая , 14:10
Гладков опубликовал для белгородцев алгоритм действий при атаке БПЛА
Материал
Общество16 мая , 00:17
Губернатор Гладков объяснил громкие звуки над Белгородской областью ночью
Материал
Общество15 мая , 12:59
Белгородские выпускники смогут подать документы на 1 200 бюджетных мест по IT-специальностям