Традиционно в Белгородскую область за вдохновением и поиском сюжетов приезжают художники не только со всей России, но и из других стран. Вместе легче происходит обмен опытом, много работ посвящают исключительной местной природе и просто приятно и интересно проводят время. В Ивне с 17 по 25 августа прошёл традиционный 23-й Международный славянский пленэр. Его посетили 11 художников из Сербии, Белгорода, Тамбова, Твери и других городов.
Ивнянский район выбрали неслучайно. Свои картины здесь создавали Михаил Крамской, уроженец села Верхопенье, и Николай Косов из села Вознесеновка. В 30-е годы ХХ века в Ивне жил и работал известный писатель Аркадий Гайдар.
Красивая природа, хвойные леса вдоль реки Псёл, 37 прудов - всё это привлекло внимание графа Клейнмихеля, который основал в Ивне свою усадьбу. А другой граф - Устимович - выбрал для своих владений Вознесеновку. Местные жители уверены, что тенистые аллеи до сих пор хранят дух прошедшего времени и тайны дворянской семьи.
Все Ивнянские красоты по достоинству оценили и приезжие мастера.
Весна Симич не только художница, долгое время она работала диктором на радио, занимается общественной деятельностью. В 2019 году создала творческое сообщество «Арт-гнездо Сербия». Её работы хранятся в частных коллекциях России, Сербии, Англии, Германии, Австралии и других.
- Я первый раз приехала на пленэр, но с Белгородчиной уже знакома. Только недавно вернулась из Старого Оскола. Поучаствовала в фестивале, где рассказала о сербской культуре и провела мастер-класс по живописи. Местная природа просто потрясающая, и она послужила для меня своеобразным стимулом вернуться сюда снова и порисовать, - рассказала Весна Симич.
Она отметила, что живопись на природе осталась практически только в России, в других странах художники постепенно ушли в мастерские или работают над картиной по фотографии. Весна считает такой подход неправильным. Нужно уметь использовать все преимущества природного освещения и попытаться максимально быстро поймать и передать атмосферу в своей картине.
- Я работаю только в масляной живописи. В основном пишу натюрморты и пейзажи. Стараюсь выбирать для холста лён - он более прочный, долговечный и устойчивый к влаге. Мои работы солнечные, жизнерадостные. Может быть, у меня получается поднять зрителям настроение своим видением мира, отражённым в картинах. Если люди улыбаются - я довольна. Значит, у меня всё получилось, - поделилась художница.
Она написала за время пленэра около 10 работ, одну из которых подарила министру культуры Константину Курганскому:
- Для меня это большая гордость. Очень рада. Я бы ещё хотела вернуться в Белгородскую область, но в другое время года. Хочу увидеть зимние пейзажи, посмотреть весеннюю картину, когда природа пробуждается.
Другой художник Асуат Тимиргалиев приехал в Ивнянский район из Тамбова. Ему нравится изображать пейзажи, особенно из каких-то деревень и провинций. Асуат находит вдохновение именно в отдалённых от города местах. Иногда художник проводит целые экспедиции, чтобы найти подходящий живописный уголок. Он полагает, что только погружение в окружающую природу и понимание её многогранности позволяют передать это на полотно.
- Работа на открытом воздухе сложная, но одновременно и вдохновляющая. Я успел сделать шесть работ, к сожалению, взял мало холстов. Не думал, что здесь так прекрасно и захочется писать с утра до вечера. Впервые я посетил пленэр в Казахстане в городе Актобе, второй раз вот в Белгороде. Помимо красоты, хотелось бы отметить, что здесь живут добрые и приятные люди, - рассказал Асуат Тимиргалиев.
Натюрморты занимают в его творчестве немалое место. Работы пишет в основном маслом. А в прошлом году поучаствовал в выставке «Подвиг продолжается», где вместе с другими художниками изобразил портреты медиков, которые боролись за жизнь и здоровье людей во время пандемии коронавируса.
А заслуженный художник РФ, член Союза художников России с 2000 года Владимир Абрамович приехал в гости из Твери. Он работает во многих жанрах, создаёт портреты, пейзажи, натюрморты, тематические картины.
- Много пишу на военные темы. Приехал специально для посещения Прохоровского поля, в прошлом году задумал большую картину, а сейчас сделал для неё эскизы. У нас в этом году исполнилось 80 лет с освобождения Ржева, и к работе на эту тематику я добавлю картину «Бои на Прохоровке», - поделился Владимир Абрамович.
Художник много писал в самом Ржеве, ездил с поисковыми отрядами на раскопки.
Его работы хранятся в Тверской областной картинной галерее, в Ржевском краеведческом музее и в частных собраниях за рубежом. Например, в коллекции в Италии находится более 50 картин.
- На Белгородчине я второй раз, мне посчастливилось здесь найти своего одноклассника, сидели с ним за одной партой и снова встретились спустя 40 лет. Я поражён белгородским гостеприимством и богатством красок. На моём счету около 100 пленэров, многие проходили за рубежом. Но такой красоты ещё не встречал, - поделился художник.
Он уверен, что всё рождается с первого впечатления. И конечная картина отражает живость, эмоции и атмосферу, которые художник увидел в первый раз.
Наталья Лудцева родом из Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. Уже девять лет живёт в Белгороде. Работает в двух направлениях: декоративно-прикладном и живописи.
- Создаю панно из натуральной кожи. Использую натуральный мех, текстиль, дерево и другие материалы. Вообще, у меня много интересов: осваивала валяние, писала акварель и создавала графику, - рассказала Наталья Лудцева.
По её словам, работа на природе сильно отличается от творчества в студии. Для создания этюда нужно быстро поймать состояние природы:
- Если ты не сможешь захватить его, работа не удалась. И специфика такая, что за короткий срок сильно меняется небо: было солнечно, а через минуту сгустились тучи. Если захотелось рисовать закат, то надо приготовиться, сконцентрироваться и создать основу его буквально за полчаса. А ещё же идут рефлексы (отражённый свет от соседних предметов, который появляется в тени изображаемого объекта). Нужно большое мастерство и хорошая подготовка для быстрой работы. Главное - схватить эмоцию, чтобы работа посмотрела и сказала: «Ах». Сложно ещё работать с большим форматом, но все максимально старались. Неоднократно попадали под дождь, что-то дорабатывалось в мастерской. Но я думаю, что всё получилось.
Художники создали совершенно разные, непохожие друг на друга работы, находясь на одной площадке. Итогом пленэра стала выставка в Центре народного творчества Ивнянского района.
- За короткий срок участники написали более 120 работ. Но самое главное, что всё прошло в приятной, дружеской и домашней атмосфере. Некоторые картины уйдут в музеи, другие останутся в Ивне. И мы обязательно ещё сюда вернёмся, - сообщил на закрытии председатель Белгородского Союза художников России Юрий Чернышев.