С первых месяцев жизни человек знакомится с куклой, она развлекает, знакомит с миром, вводит в социум, учит и воспитывает. Как же появилась на свет кукла и как ей живётся в наши дни?
Слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Ей поклонялись и использовали как защитницу от негатива и помощницу в различных делах. Её мастерили в Египте, Риме и Месопотамии, в Китае и в Древней Руси.
Возраст самых старых из обнаруженных археологами в Древнем Египте кукол составляет около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, порой представляющие собой грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр. Их клали вместе с хозяином в качестве погребального дара, чтобы умерший не был одинок.
В Древнем Риме были популярны кукольные представления. Они высмеивали человеческие пороки. Куклы преображались, их облик все более приближался к человеческому.
В России кукольное ремесло развивалось в Городце, Богородском, Сергиевом Посаде… Период правления Петра I коснулся и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки выполняли на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.
После Февральской революции кукольное производство пошло на убыль. Они стали серийной фабричной продукцией, потеряли уникальность и характер. К концу ХХ века интерес к куклам ручной работы снова возрос. Однако истинных мастеров, создающих шедевры, немного. Их куклы выглядят абсолютно естественно, по-человечески, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды — кропотливый труд мастера.
Представители разных народов с помощью кукол защищали себя и свой род от болезней и напастей, от злых духов, привлекали удачу, благополучие, здоровье. Таким оберегом служила кукла Берегиня. Ещё была кукла-мотанка, потому как нити, которыми фиксировали ткань, на неё именно наматывались. Кукла не имела лица, чтобы в неё не мог вселиться злой дух. Для мотанки использовали дерево, глину, солому, ношеные тряпки, а ещё в ход шли кожа, лыко, лён, береста, трава, ветки и другие природные материалы.
Во время свадьбы молодожёнам дарили куклы, изображающие жениха с невестой. Их называли Неразлучники. Этих кукол изготавливали из одного кусочка материи, а все детали обматывались единой нитью — неразрывный союз молодожёнов, их целостность и единение.
Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы или льняного шпагата кукол Десятиручек. При создании куклы Здоровушка мастерица заговаривала её пожеланиями на здоровье, крепила в руках букет или кузовок с засушенными лекарственными травами, ягодами и цветами.
Зерновушка (Крупеничка, Горошинка, Зернушка) была одной из главных кукол для достатка в доме. Её наполняли зерном гречихи или овсом, пшеницей, горохом, красиво наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.
В современном мире кукол огромное количество. Нынешние куклы копируют звуки, движения, облик человека. Есть очень редкие, штучные экземпляры, которые стремятся приобрести коллекционеры.
В Ивнянском районе также есть мастера, которые создают разного рода кукол. Ирина Подопригорова из Кочетовки, Валентина Родионова из Ивни делают славянских безликих кукол, истинно народных, масляничных, мотанок, тем самым сохраняя традиции древнерусского рукотворчества.
Народный мастер Белгородской области специалист Дома народных ремёсел Ивни Галина Панафидина создаёт кукол уже много лет, это её основное ремесло. Каждая кукла имеет свой характер, настроение, каждая — история, диалог. А ещё — бесконечный полёт фантазии автора и кропотливый, усердный труд. И рождается вещь штучная, дорогая во всех смыслах и бережно хранимая.
В Ивнянском историко-краеведческом музее есть русские народные безликие куклы. О них рассказала директор музея Галина Лисачёва:
«Музею подарили куклы наши постоянные посетители и дарители. Самая высокая — Музеюшка — хозяюшка музея. Она надевается на руку, и когда приходят к нам маленькие дети, их встречает не экскурсовод, а наша Музеюшка. Вторая кукла добавляет важный штрих в интерьер старинной русской избы. Берём её для ведения музейных уроков «Музей в чемодане», возим с собой и рассказываем о женском народном традиционном костюме».
Очень многие рукодельницы-вязальщицы района валяют, вяжут игрушки из войлока, пряжи, орудуя спицами, иглами, крючком. Такая игрушка внутри заполнена мягким наполнителем, что делает её безопасной и удобной для ребёнка. Ивнянские мастера работы с деревом вырезают плоских кукол, матрёшек, а затем наносят на них роспись, лак. Подобные вещицы долговечны и практичны.