В конце июня, когда ущерб предварительно посчитали, выяснилось, что селе Новая Таволжанка пострадало более 460 частных и 4 многоквартирных дома. Нацисты били именно по жилым кварталам, стараясь нанести максимальный ущерб, запугать жителей и посеять панику. Им это не удалось. На эвакуацию жителей из Шебекино и прилегающих сёл поднялись администрация, волонтёры, пожарные, полиция, солдаты и самооборона. В итоге, жители были эвакуированы даже несмотря на непрекращающиеся обстрелы. А вся область и страна помогали пострадавшим. Везли гуманитарную помощь, перечисляли деньги, размещали в домах и квартирах, сутками работали в пунктах временного размещения граждан. И как только врага отогнали, вся область поднялась для восстановления разрушенных нацистами домов. Принял участие и Ивнянский район, которому для восстановления достались семь улиц в селе Новая Таволжанка…
В Новую Таволжанку мы въезжаем рано утром со стороны Шебекино. И село на первый взгляд живёт обычной жизнью. Ездят машины, люди спешат по своим делам. И только кучи строительного мусора, битого шифера и изломанного железа вдоль домов напоминают о страшной летней трагедии. Плюс нет-нет, да проскакивает иссечённый осколками забор либо не восстановленное ещё здание.
Мы едем вместе с заместителем главы администрации Ивнянского района по строительству, транспорту и ЖКХ Андреем Паниным. Он дорогу знает не просто наизусть — выучил здесь всё. С 23 июня и по 30 сентября приезжал сюда практически каждый день. Да и сейчас ездит хоть и не каждый день, но постоянно.
«Наша работа заключается в первую очередь в контроле. Фиксируем качество и объём выполненных подрядчиком работ. Разрабатываем сметную документацию, контролируем прохождение государственной экспертизы. И постоянно находимся в контакте с местными жителями, чьё имущество пострадало от обстрелов. И в дальнейшем заключение договоров. И после уже направляем документы для оплаты», — рассказывает Андрей Владимирович.
Замглавы рассказывает про сектор, который отвели в Новой Таволжанке Ивнянскому району:
«Выделено семь улиц. Разрушения и повреждения были в 131-м домовладении. Работы проводились подрядной организацией ИП Сухоруков. Это и установка оконных блоков, и замена кровель, фасадов, внутренняя отделка. Восстановление хозяйственных построек. Разрушения здесь были достаточно серьёзные. В основном, конечно, кровельное покрытие. Если по улице Молодёжной посмотреть, где мы сейчас находимся, то почти в каждое домовладение попало — перекрыты крыши практически на всей улице. Часто даже если крышу не секло осколками, взрывной волной деформировало шифер и кровлю приходилось менять», — рассказывает Андрей Панин.
В постоянном контакте с жителями
Представитель подрядчика шебекинец Даниил Ильич рассказывает, что строители в основной массе согласились работать в неспокойной приграничной обстановке:
«С осени прошлого года нами восстановлено уже более 250 домов. Сейчас у нас восемь улиц, где мы работаем не только с ивнянцами, но и ракитянцами и старооскольцами. Меняем полностью кровли, большая часть построек, заборов восстановлена. Если взять в целом, то 95% работ уже выполнено. Первое, что делаем — это закрываем тепловой контур. Бывают и трудности, и сложности, не без этого, но справляемся со всем. Более 60 человек трудится. И никто не отказался. Все понимают, что это наши люди, что нужно помогать, делать. Отказаться, значит, бросить людей. Потому и с жителями повреждённых домов в постоянном контакте. Прекрасно понимаем их состояние, стараемся во всём идти навстречу. В данный момент убираем строительный мусор с улицы Молодёжной…»
На улице трактор с ковшом аккуратно подъезжает к кучам мусора, загребает их и сгружает в машину. Как только одна грузовая машина уезжает, ей на смену приезжает вторая. Водитель – Андрей Вячеславович рассказывает, что уже больше двух месяцев они вывозят из Новой Таволжанки строительный мусор.
- Разбитые крыши, заборы, строительный мусор, обломки.
- Что люди говорят? – спрашиваю его.
- Люди только хорошее говорят обычно. Благодарят очень.
- Не страшно здесь работать?
- Бывало и страшновато. На улицу Дзержинского приехали убирать, только стали загружаться и метрах в ста миномётный прилёт. Осколки даже по машине застучали. Пришлось уезжать срочно, - спокойно рассказывает водитель, а потом добавляет: - Но кто-то же должен это делать.
То, что оперативная обстановка остаётся серьёзной подтверждает и Андрей Владимирович:
- Было такое, что только восстановим дом, заменим кровлю, окна, и опять прилёт. И вновь меняем всё, теперь уже недавно поставленное. Было и громко, но все с пониманием относились, что нужно помогать, восстанавливать. Строители откликнулись все.
- А люди что говорят?
- Основная масса благодарны очень. Но были и те, которых что-то не устраивало, тогда мы искали пути решения, если нужно – переделывали. Но в любом случае, пока человек не даёт расписку, что он удовлетворён работами, мы с этого адреса не уходим. И в контакте до последнего.
Важные вещи…
Вопрос о том, почему ивнянцы едут помогать жителям Шебекинского городского округа, даже не обсуждался. Здесь все от водителя до главы администрации понимают, что такое взаимовыручка и долг. И твёрдо уверены, что если понадобиться поддержка их району, шебекинцы и другие жители Белгородской области точно так же придут на помощь. Специальная военная операция научила многим важным вещам. В том числе и тому, как отличать показное от настоящего, и как тихо и без помпы делать большое дело. Наверное, потому, когда к Андрею Панину подошла жительница улицы Молодёжной и тихо поблагодарила, он так же тихо ответил:
«Ну что вы? Не за что! Главное, дай Бог, чтобы не повторилось…»
Алексей Стопичев