Третьяковская галерея — российский государственный художественный музей в Москве. Его фонд включает уникальные коллекции купцов Павла и Сергея Третьяковых. Это одно из крупнейших в мире собраний русского изобразительного искусства.После революции 1917 года галерея была национализирована, коллекция стала пополняться из конфискованных частных собраний и музеев. По состоянию на 2018 год экспозиция насчитывала более 180 000 предметов: живопись, скульптура, изделия из драгоценных металлов русских мастеров с XI по XX век.Об одной из картин Третьяковки, непосредственно связанной с Ивней, хотелось бы рассказать нашим читателям. Речь пойдёт о произведении художника Николая Ярошенко «Всюду жизнь». Прообразом этой картины стала ивнянская «мадонна» — Стефания Караскевич, образ, который стал вечным для всех поколений.
Родилась Стефания Стефановна под Винницей в Киевской губернии в 1863 году. Она внебрачная дочь акушерки (носила фамилию матери). После окончания Курской женской гимназии в 1879–1881 годах работала в частном училище слободы Ивня, собирала местный фольклор. Девушка мечтала поступить для продолжения образования в высшее учебное заведение. Стефании хотелось стать слушательницей Женских врачебных курсов при столичной Военной медицинской академии. Но, приехав из Ивни в Петербург, она, к её огорчению узнала, что курсы закрылись. И Стефания Караскевич в 1882 году поступила на Высшие женские курсы (Бестужевские) историко-филологического факультета.
Во время учёбы в Санкт-Петербурге Стефания подружилась с семьёй художника Ярошенко. Мария Павловна, жена Ярошенко, была одной из основательниц Высших женских (Бестужевских) курсов. По словам Караскевич, «Мария Павловна принимала участие в судьбе курсов не только как член правления Общества для доставления средств курсам, но и как близкий и участливый друг каждой отдельной курсистки. В то время Ярошенко с семьёй снимали, небольшую квартиру на Сергиевской улице, на пятом этаже дома, внизу которого размещалось китайское посольство. У Ярошенко часто бывало огромное количество гостей. Здесь наряду с художниками-передвижниками были писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, философ В. С. Соловьев, поэт А. И. Плещеев. «Кого-кого тут нет! — писал М. В. Нестеров об атмосфере, царящей в квартире Ярошенко, — весь культурный Петербург здесь». Бывала на проводимых в их доме «субботах» и Стефания Караскевич, где познакомилась с писателями Гаршиным, Михайловским и другими. С помощью Николая Александровича она получает работу — кассиром в Товариществе передвижных выставок — и занимается литературным творчеством.
После пребывания в доме Ярошенко в 1891 году Стефания выходит замуж за студента-медика Александра Ющенко (впоследствии известный психиатр УССР). Окончив университет, Александр получил приглашение в только что отстроенную Винницкую окружную психиатрическую лечебницу (много лет спустя эта клиника носила его, академика Ющенко, имя), и жена поехала с ним.
В начале ХХ века семья Ющенко переселилась в Петербург, мужа пригласили стать домашним доктором у душевнобольного графа А. В. Орлова-Давыдова. Со временем семья приобрела на Украине, под Винницей, в селе Комарово, небольшое имение, куда они уезжали летом. У супругов родилось трое детей.
Для картины «Всюду жизнь» художник Ярошенко долго искал персонаж для своей героини. Вот тогда в лице Стефании и нашёл Ярошенко свой образ. Жена Д. И. Менделеева, наблюдая за его трудами, спросила: «Что пишите?» «Мадонну», — был ответ.
На картине изображён арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники удивительно кроткого вида. Молодая, с измученным лицом мать с ребёнком в окружении других арестантов. Ребёнок кормит голубей крошками хлеба.
В своих воспоминаниях в книге «Дом Ярошенко» Стефания Стефановна писала: «Первоначально художник даёт название «Где любовь, там и Бог». Так как первую мысль о ней навёл рассказ Толстого «Чем люди живы». Натурой для женщины Николай Александрович выбрал меня, и мне три месяца приходилось позировать по несколько часов. На беду, зима стояла на редкость туманная, и едва к десяти-одиннадцати часам вставало над крышами красное, точно выкрашенное солнце. В ожидании, пока можно будет приниматься за работу, Николай Александрович беседовал обо всём, что тогда интересовало Петербург.
Тут впервые я близко познакомилась с обаятельной личностью — Николаем Александровичем. Необыкновенно ясный и наблюдательный ум, блестящее остроумие и очаровательная, почти женская увлекательность делали для меня беседы с Николаем Александровичем праздником. ... Вместе мы забавляли пряниками и сладостями трёхлетнего сына швейцара, который позировал, немилосердно толкавшегося ножками в моих коленях. Вместе нашивали и накалывали на деревянные стержни чучела голубей, чтобы они казались живыми. Вскоре желанный час настал: картину обрамили, для неё выбрали место в конце третьей залы, чтобы публике казалось, что у нашего перрона стоит вагон».
В 1888 году картина появилась на 16-й передвижной выставке. «В день открытия выставку посещали Высочайшие особы, а со второго дня рано утром я уже готовилась к своей трудной работе. Трудной — потому что толпа шла, не прорежаясь, сбиваясь в густые заторы между 12 и 2 часами дня, разрывая друг на друге шубы, забывая взять сдачу или уплатить за билет, — стремясь неудержимо в залы выставки, как рыба в ручьи во время нереста... Под вечер, когда по залам бродили только отдельные посетители, я уходила в залы и по часам сидела перед полотнами Куинджи или картиною Ярошенко, гордясь тем, что я позировала для неё».
Картина «Всюду жизнь» — самое популярное произведение художника Н. А. Ярошенко. Публика не раз задавалась вопросами: откуда у блестящего военного столько сострадания к горю людей? и где только Ярошенко разыскал такую модель?
В 1891 году, объясняя общественное предназначение художников, Лев Николаевич Толстой приводит в пример картину Ярошенко: «Видели ли вы картину Ярошенко? Какая это чудная вещь?! И как она говорит нашему сердцу! Вам жалко этих бедняков, лишённых людьми по недоразумению света, воли, воздуха, и этого ребёнка, заключённого в вонючий вагон… По моему мнению, всё же лучшей картиной, которую я знаю, остаётся картина художника Ярошенко «Всюду жизнь».
В студенческие годы началось литературное творчество Караскевич. Тогда же она написала свою первую повесть «Мученики» — о первых христианах. Тема милосердия и жертвенности развивается и в других её исторических произведениях.
Писательский труд становится делом её жизни. Одна за другой выходят книги С. Караскевич. Она активно сотрудничает с журналами и газетами. В журнале «Родник» выходят рассказы «Васька», «Живописное обозрение», повесть из жизни художников «Первая картина», повесть «Великий князь Дмитрий Иванович Донской» и ещё одна историческая повесть «Св. Евфросинья, княжна Полоцкая». В её творчестве были историко-биографические произведения для детей. В журнале «Нива» публиковался автобиографический роман «Неготовыми дорогами» (1899). В 1907 году вышел двухтомник её сочинений «Повести и рассказы». В 1913 году было опубликовано стихотворное сказание «Колокол и пушка» на основе собранного материала в Ивне, Белгороде, Старом Осколе, Харькове и включено в сборник для детей «Сказки русских писателей». В 1917 году вышла книга «Приключения уличного бродяжки».
Один из критиков того времени, знаменитый историк и философ М. О. Гершензон называет писательницу «большим и законченным художником», а её лучшие произведения — безусловно принадлежащими к «замечательнейшему, что появилось в нашей художественной литературе за последние годы».
Жизнь этой талантливой, незаурядной женщины оборвалась в 1918 году. Не перенеся смерти сына, погибшего на фронте в июле 1914-го, Стефания Стефановна покончила с собой.
Сегодня о Стефании Караскевич-Ющенко знают только литературоведы. После смерти писательницы её сочинения не переиздавались. Но вечным её памятником стала картина Ярошенко «Всюду жизнь».
Заведующая отделом краеведения Центральной библиотеки Наталья Слюнина