Крещение Господне (Богоявление) — один из двенадцати важнейших христианских праздников. Русская православная церковь празднует Крещение 19 января по новому стилю (6 января —по старому стилю).
В этот день, повествует Библия, Иисус Христос вошёл в воды реки Иордан, попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи, и на него снизошёл Святой Дух в образе голубя. Этот праздник когда-то имел третье имя — День Просвещения, так как Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Христовым светом.
В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера для крещенского освящения воды именовали Иорданью. Каждый народ встречал этот праздник по-своему. Особенно насыщенно и разнообразно проходили Святки.
Святки — это 12 дней от Рождества до Крещения, с 6 до 19 января. У наших предков было принято в эти дни отдыхать: нельзя работать, прясть, шить, вышивать, заниматься уборкой. Потому шитьё прятали заранее в чулан, а дрова для растопки готовили на несколько дней вперёд.
Святки связаны с языческим обычаем встречать начало нового солнечного года. Обряд зимних Святок — солнечный обряд. Люди встречали начало «нового солнца», которое возрождало все плодоносящие силы природы, также этим обрядом они прощались с силами мрака, холодами, временем «умирания» солнца.
Считалось, что в первые дни солнечного года по миру разгуливает нечисть. Для защиты наши предки пользовались разными оберегами. К примеру, копотью свечи или угольком ставили кресты над окнами, на воротах, дверях и хозяйственных постройках, на печке. Ещё сбрызгивали кругом святой водой двор, углы дома, скотину и домочадцев. Под иконы в красный угол клали сено, ставили освящённый первый сноп прошлогоднего урожая, горшок с кутьёй и святую воду.
Зимние Святки в белгородских краях — один из наиболее любимых и почитаемых праздников календарного цикла. Считалось: коли дни на зимние святки все весёлые и счастливые, то и год будет таким. А потому к ним готовились с особой тщательностью: хозяйки убирали в избах, к Рождеству готовили особую еду: кутью, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, свиную домашнюю колбасу, окорок, блины, взвар (компот из сухофруктов), печиво («бабышки», «куличики» — маленькие булочки), медовые пряники, печенье в форме фигурок домашних животных, мясные пироги, караваи. Мужчины наводили порядок в хозяйстве, с домашней живностью.
Молодёжь в святочные вечера колядовала, устраивала ряженье, пела шуточные песни, разыгрывала комедийные сценки. Дети катались на скорость на санках и так называемых крыгах — ледянках из обледенелой груды соломы или навоза. Также жгли костры под шуточные песенки и играли в разные игры.
На белгородской земле святочные посиделки называли вечарушками, вещаринами, посидушками, сборнями и кулючками. На них собирались селяне разного возраста. Хату для посиделок временно выкупали у старой или одинокой женщины. Собравшиеся угощались принесёнными в складчину блюдами, знакомились, общались, пели, танцевали и играли.
В Волоконовском районе на Святки играли в «Дрёму» — поцелуйную песню-игру. Парень-«дрёма» под песни участников должен был поймать понравившуюся девушку и поцеловать. Если ему это удавалось, то девушка становилась «дрёмой» и уже сама могла выбирать парня. Вариаций поцелуйной игры было множество. Пожалуй, каждое селение придумывало свои условия игры.
На вечерних (а то и ночных) посиделках девушки гадали. Рождественский, Щедрый и Крещенский вечера считались самыми подходящими для этого. Например, в Ракитянском районе под старый Новый год или Крещение девушки набирали в колодце воду и в тишине, не оборачиваясь и не разговаривая, несли её в хату. Воду выливали в блюдо и клали в него какой-то личный предмет, чаще всего серьги или кольцо. Затем они пели загадки, а хозяйка дома в ответ на них вынимала из воды предметы и трактовала получившиеся символы.
Именно с первого дня Святок начиналась подготовка к предстоящему сельскохозяйственному году. Селяне старались задобрить природу-матушку, повлиять на будущий год, на его урожай и благополучие. Жжение во дворах костров «пурин» — один из ярких расхожих знаков поклонения стихии. Этот обряд в нашем крае бытовал повсеместно и был связан с представлениями о возрождении солнца, началом нового солнечного года, а также с поминовением умерших. Ещё с осени мужики заготавливали самую отборную солому для такого костра. И чем больше и жарче был его огонь, тем большее уважение односельчан вызывал хозяин дома. В ряде регионов области в сочельник среди двора жгли навоз. Так «грели ноги усопшим».
Особое значение в эти дни придавалось пище. Из пшеничной муки хозяйки выпекали рождественский каравай, украшенный ромбами, кругами, зигзагообразными «ковылюшками», «куличики» (маленькие булочки), а также печиво в виде фигурок домашних животных. Они должны были обеспечить приплод скота. Обрядовой пищей была кутья — каша из зёрен пшеницы, ржи или гречихи, пшена, гороха, чечевицы, позднее — риса, то есть древних элементов обряда плодородия. По представлению крестьянина, зерно обладало магическим свойством надолго сохранять и, умирая, вновь воссоздавать жизнь. Семя — это извечный круговорот с бесконечной чередой рождений — умираний. Съедая еду из зерна, человек как бы приобщался к бесконечности.
Предполагают, что слово «кутья» произошло от «коливо» — названия ржаного или пшеничного стебля и колоса, из зёрен которых и готовили обрядовую кашу. «Три кутти бувает. Под Рожтво — постная, и под Хрященье, а под Новый год — васильевская куття — жирная», — рассказывали жители Красногвардейского района. Рождественскую кутью — «голодную» — готовили на взваре (отвар из сухофруктов), добавляли туда мёд или сахар, измельчённые лесные орехи, растёртый мак. Бабкину кутью — «богатую» — приносили в числе даров в дом, где родился ребёнок.
Только хозяин за большим столом, за которым все сидели в строгой иерархии, имел право первым отведать кутьи. В сёлах Белгородско-Курского региона первую ложку кутьи хозяин выносил на порог Морозу со словами: «Мороз, Мороз, ходи к нам в хату куттю есть! А в летку не приходи, под кореньями сховайся! А станешь морозить, будем тебя кнутом сечь!» Остатки кутьи обязательно отдавали скотине.
Крещение Господне завершало зимние Святки. Вода в проруби освящалась, и каждый селянин старался набрать целебной водицы, чтобы напоить ею больных, окропить жилище и животных. В Валуйском крае одежду больных членов семьи надлежало окинуть в «Ердани» для выздоровления. В Чернянском и Новооскольском районах бытовал обряд освящения домашних животных, он включал в себя целый цикл охранительных ритуалов.
Во всех уголках территории Белых Гор после освящения воды в «Ердане» выпускали в небо голубей и примечали, куда те полетят. Если в сторону поля — жди хорошего урожая, если в лес — недород будет. Деревянными крестиками из лучинок гадали о здоровье детей. Крестики опускали в воду и смотрели: поплывут — добрый знак, останутся без движения — болезнь одолеет детей. Мелком, смоченным в освящённой воде, рисовали крестики над окнами домов на воротах, дверях, «чтобы в хате добро и здоровье жило». А после Крещения начинали играть свадьбы.