

Простая и лёгкая, как дуновение ветра, сильная и стойкая, как сама земля-матушка, прекрасная и глубокая, как русская песня. Ей всё по плечу, её ничто не остановит и нет такого дела, что она бы не осилила, нет такой мощи, что бы её покорила.
В октябре мы отметили День сельских женщин, Всемирный день хлеба, День повара. Эти праздники, да к ним прибавь ещё дюжину, не ошибёшься — это всё о ней, сельской труженице. Она и хлеб печёт, и вяжет, и вышивает, и прядёт, денно и нощно у печи стоит, да землю с хозяйством домашним, детей с мужем на себе тянет. А в лихую годину — и мужей-сынов на врага пошлёт, и будет армию кормить и всячески ей помогать.
Это не часть летописных сводов истории Руси. Это портреты сегодняшних женщин сёл, деревень огромной России, это их жизнь. Жизнь миллионов.
В селе Новенькое три селяночки встречают гостей хлебами ароматными и пирогами. Здесь многие пекут, а вот они — одни из лучших. И не из-за хлеба. Просто эти женщины — палочки-выручалочки для села, сёстры Тамара и Любовь Иванисовы, их соседка Валентина Осетрова.
«Эти женщины — активистки, волонтёры, помощницы!» — отзывается о землячках директор Новенского ЦКР Татьяна Чори. — «В храме — они первые. Без Тамары Ивановны батюшка не обходится. Помимо вкусного пекарства они с сестрой ещё варят отменный холодец. Делают красивое желе на стол. И много всего они умеют. Но не это главное — это одни из самых лучших людей села, его соль. В трудные времена для страны они ни одного дня не пропустили, чтобы не помочь: плетут, готовят, пекут, вяжут, шьют. Всё для наших защитников в зоне СВО. В горести и в радости эти женщины с нами».
Тамара и Любовь Иванисовы (в девичестве Осетровы) — родные сёстры. Тамара старше Любы на четыре года. Так судьба распорядилась, что общую девичью фамилию они сменили на одну после замужества: мужья попались однофамильцы, Иванисовы.
Тамара Иванисова — женщина уникальная. Она умеет всё. Всё, что должна уметь женщина на селе. Но самое главное — она мама пятерых детей и бабушка 13 внуков! У её мамы было 12 детей, а Люба — двенадцатая в этом семейном садике!


Родители Любы и Тамары — Анна Григорьевна и Иван Романович Осетровы — отдыха не знали. Отец трудился слесарем на кирпичном заводе, мама — всю жизнь поваром в колхозной столовой, сама хлеб механизаторам пекла. По магазинам хлеба не было, ей в колхозе выдавали муки для выпекания.
«Жили мы в доме большом, двухэтажном, семья ведь большая. Родители построили. Три двойни были. Некоторые умерли маленькими. Осталось девять — два мальчика и семь девочек. Мы от мамы и научились готовить, выпекать мучное», — рассказывает Любовь Иванисова. — «Мы в основном все повара».
Тамара и Люба Иванисовы ходили в сельскую школу. Тома закончила восемь классов — надо было работать, кормить семью. Колхозу помогали, и дома животных было немерено: две коровы, десять поросят, куры, утки, гуси. На лошади скакали по полям, ездили помогать старшим. А по ночам вышивали рушники, наряды себе.
«Семиклассницей была. Папашка каже: «Тамар, гусям неча нынче крышить бураков». Ну ладно, портфель забастрю иде-нибудь, мешок под мышки, пойду в поле бураки воровать, шоб вещером гусей накормить. Так и жили», — смеётся Тамара Ивановна. — «Мама хлебушек мешая и каже: «Девки, приглядывайтеся». Блинцы мама размешивая: «Девки, глядите, как я делаю» — мы глядим, а сами пякем. Вареники тоже зовёт тесто ляпить. И мы лепим. Тогда печь у нас была русская. В ней по 12 буханок хлеба становили. Пирожки по шесть листов».
У Тамары Иванисовой и её сестры свой говор и слова остались в речи старинные, с духом предков. Когда мама уже по состоянию здоровья и по возрасту стала не справляться с работой, Тамара пошла после школы вместо неё в колхозную столовую поваром, как тогда называли — стряпухой. Так 15 лет в сезоны работ проварила борщи механизаторам, а зимой ходила коров доить. Потом постоянной дояркой осталась и 20 лет отдала кормилицам-коровкам.
«Работала, доила без выходных, годами. А пенсия — всего ничего», — сокрушается Тамара Иванисова.
Замуж вышла она за своего, новенского паренька, рабочего Александра Иванисова, с которым познакомилась на кирпичном заводе (когда временно работала).
«У нас в роду начальников нет. Учиться не любили — работать дюже любили», — женщины за острым словцом и смешком в карман не полезут.
Вышла замуж и пошла к свекрови, у которой было пятеро детей. Пятеро родилось и у Тамары с Александром. Уже 20 лет, как его нет в живых. Но дети и 13 внуков, от старших до самых маленьких, бабушку не забывают. Один из зятьёв участвует в СВО. С семьёй одного из сыновей женщина живёт в родительском доме, который на праздники вмещает всех многочисленных родных. И конечно, главный аромат здесь — дух выпечки, которой готовят очень много.


Любовь Иванисова после десятилетки выбрала, можно сказать, семейную профессию — выучилась на повара, при новой столовой в Ивне желающих обучали. Два года там в ресторане отработала, а когда в селе открылась столовая от общепита, перешла поближе к дому. Восемь лет быстро пролетели, и обстоятельства вынудили пойти на ферму учётчицей. Этой работе Любовь Ивановна отдала 15 лет. Объёмы надоев, начисление зарплаты, цифры по всей ферме — всё это было в ведении женщины. Когда не стало фермы, устроилась уборщицей в конторе и осталась там до самой пенсии.
Замуж Любовь Ивановна тоже выходила за своего, новенского. И — судьба! — тоже за Иванисова, но за Фёдора. Фёдор Иванисов пришёл в сельскую столовую подкрепить силы и во время обеда увидел свою Любовь. В молодой семье родилось двое детей. А сегодня ещё и двумя внуками может похвалиться наша героиня.
«Пеку тоже много. И когда в храм надо, и своим родным, конечно. Солдатикам нашим на СВО. Да и сами — любители поесть», — смеётся Любовь Иванисова.
«Напекла, пирог разрезала, маслицем полила, сахаром присыпала. Сноха вечером с работы пришла — наелися вволю!», — заходится смехом Тамара Иванисова.


Валентина Осетрова — мастерица-рукодельница, которая своими волшебными руками творит неповторимой красоты расшитые рушники, скатерти и все предметы вокруг. Мама и подружки научили и гладью, и крестом, что больше нравилось, и даже болгарским крестиком. Азы постигала, опыт набирала под керосиновой лампой. Своей вышивкой она может украсить забор у дома. Ещё любит колдовать над тестом. Её руки творят волшебство, она вкладывает в выпечку свою душу и любовь. А получает и красоту, и невероятное, вкусное, воздушное чудо.
Родом Валентина тоже из Новенького, жила с ранних лет с мамой, дедушкой и бабушкой, которые трудились в местном колхозе. Мама Пелагея Реутова была свекловичницей. Валя, единственный ребёнок в семье, пользовалась общей любовью. Бабушка, завидный кулинар и хлебопёк, всему, что знала и умела, научила внучку.
«Была бабушкин хвостик, всё хотела знать, уметь, ходила за бабушкой и дедом по пятам», — вспоминает Валентина Алексеевна. — «После восьмилетки вопреки уговорам родных устроилась работать на кирпичном заводе. Вагонетки, ручной труд, тяжести — всё прошла. Потом меня послали на курсы воспитателей в Белгород».
Как раз в селе открывался детский сад, и семнадцатилетняя Валентина возглавила его, заняв должность заведующей на четыре года. В сельском клубе на танцах познакомилась с будущим мужем, пришедшим в отпуск из армии, Григорием Осетровым. Он девушку отбил у белгородского жениха после дембеля и, как обещал, завоевал и благополучно женился на любимой. Привёл в семью, где было девять детей, в маленькую хатёнку. Вода — под бугром, топить надо было дровами и углём. Жизнь всё поправила и дала главное. Родилось у Валентины и Григория двое детей, женщина пошла работать на кирпичный завод. Жить тогда тяжело было, но люди другого не знали и всё воспринимали как норму. И всем хватало места.
«Когда у нас в селе провели воду и поставили колонки под дворами — это у нас праздник был!» — рассказывает Валентина Осетрова.
После пяти лет работы на заводе женщина устроилась в сельский хозяйственный магазин, которому отдала 20 лет. Сама за товаром ездила, сама привозила: и шифер, и цемент, и стекло, и металлоизделия, и посуду — словом, всё.
«В 90-е годы и в моём магазине много чего было по талонам. Мыла кусок резали пополам. Порошок в дефиците, товар стал пропадать. Пришлось уйти», — вспоминает конец тысячелетия Валентина Алексеевна. — «Стала товароведом в колхозе. У нас была тут пекарня, пекли хлеб, отдавали под зарплату. Работал колбасный цех, производили колбасу».
18 лет назад муж ушёл из жизни. Сегодня наша героиня живёт с сыном и его семьёй. Имеет двух внуков и двух правнуков. Вторая правнучка только месяц назад появилась на свет.
«Своё умение печь хлеб, кондитерские изделия передаю дочери, она уже умелица в этом, и невестке тоже, вместе с ней колдуем на кухне. Внучка и правнук со мной лепят вареники», — женщина любит делиться секретами.
Цветы, вышивка, шитьё дополняют разнообразие увлечений мастерицы.


Они держат солидное хозяйство, имеют большие огороды, сады, палисадники, помогают детям и внукам. А ещё тем, кому помощь сегодня нужнее всего, — защитникам Отечества.
Пекут для участников СВО. Приготовление еды и плетение маскировочных сетей стало для них, многих новенских и ивнянских женщин, святым долгом, работой каждодневной, с утра и до обеда или вечера (счёт сетей движется к тысячи). Кроме воскресенья, когда в храм идут. Продукты на пекарство иногда им дают, а чаще — своими обходятся. Скромность и щедрость, милосердие и молитва уходят с ними в ночь и встают с криками петухов на рассвете. Радость этих женщин в простом, а счастье — в обычном: был бы мир да здоровье родных, да хлеб свежеиспечённый на столе, а за столом — семья. Этому они посвятили всю свою жизнь. И только руки, изрезанные, натруженные, покрытые сеточкой лет, знают, каково это.
Поэтесса Татьяна Добрая низкий поклон труженицам глубинок российских ёмко вместила в прекрасные строки. И лучше не скажешь:
Всё сумеет, за что ни возьмётся, сельской жизни своей не страшась…
Родником сила жизни в ней льётся, укрепив с миром прочную связь.
Свежий хлеб на столе и парное из натруженных рук молоко
Воссоздали их счастье земное, где не всё и всегда так легко…
Благодати вам всем, долголетия, светлой радости в жизни, тепла…
Чтобы крепла природная сила, что рукам вашим свыше дана…
Виктория Тихонова


Тамара Иванисова — знатная хлебопекарша! Она поделилась с нами эксклюзивным рецептом своего белого хлеба.
Ну как я пяку? На литру молока — 10 яиц, 200 грамм сливочного маслу или маргарину, 100 грамм свежих дрожжей, соли по вкусу, пол-литровая баночка сахару. А ещё лучше — на кефиру. Замешиваю всё сразу, укрываю и становлю подходить. Подойдёт — осадила. Оно ещё подошло — тада выделываю я пирог. В блюду разложила, оно постоит, подойдёт. В последнюю очередь украшаю, когда чуть подошло. Совсем подошло и украсить — тесто опадёт. Смазать — я просто яичком, а кто — желток и капелька молочка, и будет блестеть тада пирог. Печи нет, духовку газовую включаю, она раскалится на 200 градусов, под низ ставлю водички. И печётся. Его, тесто, на всё можно делать.
Лучше нет духовки. Уже чувствуешь тесто. Пока печётся, что-то делаешь. Я пеку в электрической. Выставляю время. И пошла другие дела делать, — рассказывает о своём любимом увлечении Валентина Алексеевна. — Если с капустой или мясом пирожки, сахара в тесто поменьше, с повидлом — больше.
Сухими дрожжами не пользуемся. Не то совсем. Только сырые нужны, — подчёркивает Любовь Ивановна. — Мы сами пякём. По магазинам не дюже ходим. Лучше своё.
Пекут наши пекарши всё, что душа пожелает. И что пожелают их близкие. Хлеба, пироги и пирожки, караваи, куличи, торты, лепят вареники с разными начинками.












