Центр народного творчества Ивнянского района провёл с 23 октября по 15 ноября онлайн-фотоконкурс народного костюма «#РоссияВСарафане» в двух социальных сетях — «ВКонтакте» и «Одноклассники». Желающие приняли участие: выложили фото любой современницы или себя в народном костюме, в сарафане, с подписью и необходимыми требованиями. Авторы, которые набрали наибольшее количество положительных голосов, были признаны победителями.
Фотографии в русском народном наряде, с необходимыми украшениями ещё раз напомнили нам о благородстве, гармоничности костюма предков. Особенно украшал женщину сарафан, он был популярен, прижился в каждой русской избе, отличался лишь бедностью или богатством ткани и отделки.
Несмотря на ушедшее безвозвратно время сарафанной Руси, народный костюм очень к лицу и современной женщине. Он делает любую представительницу слабого пола женственной, целомудренной, грациозной, степенно-неспешной хранительницей домашнего очага.
Не смогла отказаться от участия в данной акции заместитель директора ивнянского историко-краеведческого музея Галина Лисачёва. Благодаря своей работе Галина легко смогла примерить на себя самобытный наряд, взять ухват, сесть за прялку и отослать фотографии на конкурс. Посетители соцстраниц не остались равнодушными при виде русской красавицы в сарафане. И вот результат: заслуженная победа в онлайн-голосовании и диплом победителя. А так как в силу профессии наша землячка знает историю женской древнерусской одежды, она поделилась с нами некоторыми подробностями своего творческого дела:
«Наряжаться в одежду ушедшего времени я стала в начале работы в Верхопенском историко-краеведческом музее. Уверена: детям и взрослым будет интересно, когда рассказ не сухой, с перечислением фактов, а с живой иллюстрацией, с элементами театрального представления. Потому выхожу в роли хозяюшки музея и в стиле русской шутки-прибаутки начинаю своё повествование, с показом, демонстрацией. Как ухватом пользовались, тесто месили, как за прялкой сидели, что с ней делали — всё это запоминается, когда картины прошлого наглядны, оживают прямо перед глазами».
Слово «сарафан» впервые было упомянуто в Никоновской летописи от 1376 года. Однако есть сведения, что подобная одежда появилась на Руси намного раньше. Издавна сарафаном часто называли мужскую длинную распашную рубаху, её носили князья и воеводы. Шили из дорогих тканей (парчи и атласа), украшали каменьями, жемчугами, золотой вышивкой. Названия у женского варианта были другие: атласник, кумашник, набивник, пестрядник, раздувай, рытник, сушпан, ситцевик, шубка (сарафан с нагрудником) и др. Многие из этих названий существовали вплоть до XX века.
Сарафан стал полностью женской одеждой приблизительно к концу XVII века. Мода петровских времён его не признавала. Дамы высшего света их не носили, это была одежда простолюдинок или купеческих дочек. А Екатерина II не увидела в сарафанах ничего плохого, они висели в её личном гардеробе. Николай I сделал сарафан частью обязательной женской придворной одежды. До XIX века под сарафан женщина надевала шесть юбок разного типа, корсеты (а также и с металлическими вставками). Это было обременительно, неудобно, и к середине XIX века из обязательного под сарафаном остались только панталоны и нательная рубаха, остальное — по желанию. А в XX веке старые правила ушли навсегда.
В Ивнянском районе женщины носили глухие косоклинные сарафаны на лямках. Их шили из чёрной домотканой шерстяной ткани. Переднюю часть сарафана сшивали из двух симметричных полотнищ. Вся красота была сзади в виде сшитых треугольных клинов, которые под лямками и по бокам закладывали в расходящиеся к подолу складки. Лямки на спине пришивали в форме «вилки», спереди делали нагрудный разрез. Всё украшали парчой, галуном, позументом, отороченным полоской бархата или атласа зелёного или малинового цвета. Нагрудный разрез украшали металлическими, ажурными, полыми пуговками на «ножке». К подолу сарафана пришивали атласные узорчатые ленты, это называли «подбоем». Чем шире был подбой, тем сарафан наряднее. В будние дни носили сарафаны с красной тесьмой понизу.
«Под сарафан надевали рубаху — различали несколько видов. Поверх сарафана надевали фартук, или «завесу», повязывали пояс. Каждый из этих предметов имеет свою историю, разновидности и особое значение», — увлечённо рассказала Галина Лисачёва.
Наша героиня может бесконечно говорить об истории русского народного костюма. Продолжить с ним знакомство можно в самом музее райцентра, во время виртуальных экскурсий в соцсетях и в будущих номерах газеты «Родина».