Local Logo
Новости Ивнянского района Белгородской области
90.65
-0.33$
98.58
-0.19
+13 °С, ясно
Белгород

Галина в сарафане. Конкурс фотографий народного костюма прошёл в Ивнянском районе

9 декабря 2020, 13:38Происшествия
Фото: Архив Ивнянского историко-краеведческого музея

Победу одержала жительница посёлка Галина Лисачёва.

Образ русской старины

Центр народного творчества Ивнянского района провёл с 23 октября по 15 ноября онлайн-фотоконкурс народного костюма «#РоссияВСарафане» в двух социальных сетях — «ВКонтакте» и «Одноклассники». Желающие приняли участие: выложили фото любой современницы или себя в народном костюме, в сарафане, с подписью и необходимыми требованиями. Авторы, которые набрали наибольшее количество положительных голосов, были признаны победителями.

Фотографии в русском народном наряде, с необходимыми украшениями ещё раз напомнили нам о благородстве, гармоничности костюма предков. Особенно украшал женщину сарафан, он был популярен, прижился в каждой русской избе, отличался лишь бедностью или богатством ткани и отделки.

Несмотря на ушедшее безвозвратно время сарафанной Руси, народный костюм очень к лицу и современной женщине. Он делает любую представительницу слабого пола женственной, целомудренной, грациозной, степенно-неспешной хранительницей домашнего очага.

 

Фото: Архив Ивнянского историко-краеведческого музея

История оживает

Не смогла отказаться от участия в данной акции заместитель директора ивнянского историко-крае­ведческого музея Галина Лисачёва. Благодаря своей работе Галина легко смогла примерить на себя самобытный наряд, взять ухват, сесть за прялку и отослать фотографии на конкурс. Посетители соцстраниц не остались равнодушными при виде русской красавицы в сарафане. И вот результат: заслуженная победа в онлайн-голосовании и диплом победителя. А так как в силу профессии наша землячка знает историю женской древнерусской одежды, она поделилась с нами некоторыми подробностями своего творческого дела:

«Наряжаться в одежду ушедшего времени я стала в начале работы в Верхопенском историко-краеведческом музее. Уверена: детям и взрослым будет интересно, когда рассказ не сухой, с перечислением фактов, а с живой иллюстрацией, с элементами театрального представления. Потому выхожу в роли хозяюшки музея и в стиле русской шутки-прибаутки начинаю своё повествование, с показом, демонстрацией. Как ухватом пользовались, тесто месили, как за прялкой сидели, что с ней делали — всё это запоминается, когда картины прошлого наглядны, оживают прямо перед глазами».

 

Фото: Архив Ивнянского историко-краеведческого музея

Пестрядник да раздувай

Слово «сарафан» впервые было упомянуто в Никоновской летописи от 1376 года. Однако есть сведения, что подобная одежда появилась на Руси намного раньше. Издавна сарафаном часто называли мужскую длинную распашную рубаху, её носили князья и воеводы. Шили из дорогих тканей (парчи и атласа), украшали каменьями, жемчугами, золотой вышивкой. Названия у женского варианта были другие: атласник, кумашник, набивник, пестрядник, раздувай, рытник, сушпан, ситцевик, шубка (сарафан с нагрудником) и др. Многие из этих названий существовали вплоть до XX века.

Сарафан стал полностью женской одеждой приблизительно к концу XVII века. Мода петровских времён его не признавала. Дамы высшего света их не носили, это была одежда простолюдинок или купеческих дочек. А Екатерина II не увидела в сарафанах ничего плохого, они висели в её личном гардеробе. Николай I сделал сарафан частью обязательной женской придворной одежды. До XIX века под сарафан женщина надевала шесть юбок разного типа, корсеты (а также и с металлическими вставками). Это было обременительно, неудобно, и к середине XIX века из обязательного под сарафаном остались только панталоны и нательная рубаха, остальное — по желанию. А в XX веке старые правила ушли навсегда.

 

Фото: Архив Ивнянского историко-краеведческого музея

«Вилка» на спине

В Ивнянском районе женщины носили глухие косоклинные сарафаны на лямках. Их шили из чёрной домотканой шерстяной ткани. Переднюю часть сарафана сшивали из двух симметричных полотнищ. Вся красота была сзади в виде сшитых треугольных клинов, которые под лямками и по бокам закладывали в расходящиеся к подолу складки. Лямки на спине пришивали в форме «вилки», спереди делали нагрудный разрез. Всё украшали парчой, галуном, позументом, отороченным полоской бархата или атласа зелёного или малинового цвета. Нагрудный разрез украшали металлическими, ажурными, полыми пуговками на «ножке». К подолу сарафана пришивали атласные узорчатые ленты, это называли «подбоем». Чем шире был подбой, тем сарафан наряднее. В будние дни носили сарафаны с крас­ной тесьмой понизу.

«Под сарафан надевали рубаху — различали несколько видов. Поверх сарафана надевали фартук, или «завесу», повязывали пояс. Каждый из этих предметов имеет свою историю, разновидности и особое значение», — увлечённо рассказала Галина Лисачёва.

Наша героиня может бесконечно говорить об истории русского народного костюма. Продолжить с ним знакомство можно в самом музее райцентра, во время виртуальных экскурсий в соцсетях и в будущих номерах газеты «Родина».

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Виктория Тихонова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество17 мая , 14:10
Гладков опубликовал для белгородцев алгоритм действий при атаке БПЛА
Материал
Общество16 мая , 00:17
Губернатор Гладков объяснил громкие звуки над Белгородской областью ночью
Материал
Общество15 мая , 12:59
Белгородские выпускники смогут подать документы на 1 200 бюджетных мест по IT-специальностям