Служба в армии — испытание на мужество, патриотизм, гражданственность. Уроженец с. Вознесеновка Олег Лукьянов с честью прошел это испытание. Родина высоко оценила его подвиг. Указом Президиума Верховного совета СССР от 10.04.1989 г. Олег Иванович был награжден орденом «За личное мужество» (за номером 11) посмертно. Наш земляк единственный кавалер этого ордена в Ивнянском районе.
Орден «За личное мужество» был учреждён для награждения граждан СССР за мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка и социалистической собственности, в борьбе с преступностью, стихийными бедствиями и при других чрезвычайных обстоятельствах. Эта награда стала последним орденом, учреждённым в СССР. К концу 1991 года им было награждено 529 граждан Советского Союза и свыше 100 иностранных граждан. Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2.03.1992 г. № 2424–1 «О государственных наградах Российской Федерации» этот орден был сохранён в наградной системе России, однако в 1994 году он фактически заменён орденом Мужества.
Человеческая память недолговечна, а неумолимое время стирает с земли следы героев. Каким был Олег Лукьянов? Каким запомнили его люди, знавшие его?
Олег Лукьянов родился 27 октября 1968 года в с. Вознесеновка в крестьянской семье. Родители всю жизнь трудились в колхозе: мать Екатерина Матвеевна — свекловичницей, отец Иван Тимофеевич — плотником. Сын был единственным ребёнком в семье, но не был избалованным. Он с детских лет помогал родителям в их домашних трудах и заботах.
После окончания Вознесеновской восьмилетки Олег получил среднее образование в Курасовской школе. Его классный руководитель Антонина Косова очень тепло вспоминает о юноше:
«При знакомстве он оставил у меня хорошее впечатление. Участвовал во всех мероприятиях, занимался спортом, посещал кружки рисования и фото. Серьезный, внимательный, трудолюбивый, вежливый, добрый. Для родителей был надёжной опорой. Писал нам с Николаем Стефановичем письма. Во время отпуска приходил к нам, рассказывал о флоте. Ему очень нравилось служить».
После окончания средней школы Олег поступил в Белгородский сельскохозяйственный институт на зооинженерный факультет. В вузе юноша быстро влился в коллектив, заслужил уважение и доверие однокурсников. Продолжил заниматься спортом: играл в волейбол, футбол, теннис. Приезжая домой на выходные, он, как всегда, первым делом, помогал родителям по хозяйству.
В 1987 году, после первого курса института Олег Лукьянов был призван в ряды Вооружённых сил. Местом службы стал Краснознамённый Северный флот. 23 февраля 1988 года Олегу Лукьянову было присвоено воинское звание «сержант». Из письма к родителям Олега начальника пожарной команды прапорщика Шамкова: «Уважаемые Екатерина Матвеевна и Иван Тимофеевич! Разрешите выразить Вам искреннее соболезнование по поводу постигшего Вас горя. Я понимаю, ничто не заменит Вам сына, и всё же решил написать это письмо и коротко описать, как проходила служба Олега. К нам в команду он пришёл из учебного подразделения в ноябре 1987 года. Сразу же был поставлен на должность командира отделения. Что мне в нём понравилось, так это честность, открытость, требовательность к своим подчинённым и, в первую очередь, к себе. Может быть, этими качествами он завоевал авторитет и у своих товарищей. К выполнению своих обязанностей Олег относился очень добросовестно. При тушении пожаров грамотно руководил своими подчинёнными, за что и был поощрён краткосрочным отпуском. Во время моего отпуска Олег исполнял мои обязанности начальника пожарной команды и справился с ними отлично, ни одного нарекания со стороны командования не было. По характеру Олег был очень скромный, добродушный, готов был в любую минуту прийти на помощь своему товарищу и любому человеку».
Обратимся к статье в газете «Родина» от 11.07.1989 г.: «В то утро — было воскресенье — они сидели в ленинской комнате и смотрели по телевизору, кажется, мультфильмы. Позвонил оперативный дежурный тыла: „Пожар на азотно-кислородно-добывающей станции!“ Страшной эта весть не показалась — существо их службы такое, чтобы всякий пожар тушить». Ребята бегом бросились в бокс к машинам, одели спецодежду. Сто тридцать первые ЗИЛы завелись в мгновение. Подъехали, пламя бушевало вовсю. Пожарные чётко знали свое дело. Сержанту Олегу Лукьянову уже доводилось тушить настоящий пожар. Все работали чётко и быстро, уже через минуту-другую в эпицентр пожара были направлены мощные водяные потоки. Первым навстречу огню пошёл сержант Д. Мясоедов, за ним — сержант О. Лукьянов. Группа пожарных прошла в здание, сбивая огонь водяными стволами. По лестнице Лукьянов с помощью товарищей взобрался на крышу. Сквозь отверстие в ней пеной остудил пламя. Но внутри здания пламя не ослабевало из‑за сильного ветра. Один из товарищей сержанта Лукьянова нашел его только по рукаву — столько было дыма. С одной стороны горели доски, Олег поливал их, и они чернели. С другой — пустые баллоны из под кислорода, а дальше — заполненные газом. Потолок начал рушиться, полетели горящие щепки. Пожарные отступили. Машины уехали на дозаправку водой. Олег Лукьянов, не теряя ни минуты, с товарищами закрыли все двери, чтобы не попадал воздух. Шло время, но пламя не унималось. Огонь добрался до помещений, где хранилась краска. Почти вплотную к огню работали пожарные, выскакивая из пекла лишь ненадолго — глотнуть воды, растереть снегом опалённое лицо.
Когда вернулись с дозаправки машины, пожарная команда решилась на последнюю попытку. Но перед глазами была ужасная картина — бетонная стена прогорела, по ней стекали струйки краски и гудрона. Сержант Лукьянов с товарищем с помощью лома расширили брешь в стене, чтобы можно было направить ствол с водой.
Это был настоящий бой на грани жизни и смерти. Стало ясно, что огонь не потушить до конца. Поступила команда отходить, но из‑за сильного ветра и дыма не все ее услышали. Раздался взрыв. Стены здания рассыпались, как карточный домик. Трое моряков-пожарных и среди них Олег Лукьянов оказались к стене ближе других».
Так 6 ноября 1988 года погиб на боевом посту наш земляк Олег Лукьянов. Хоронила его вся Вознесеновка. Уже потом родителям отважного моряка, отдавшего свою молодую жизнь во имя спасения других, будет доставлен фотоальбом, который начинал его хозяин, а закончили его друзья-моряки. Вместе с альбомом пришло и ещё одно письмо от командира, прапорщика Шамкова, где есть такие строки к родителям: «Простите меня, пожалуйста! Я ведь сам себя не могу простить, что не смог сберечь Вам сына, хотя я был рядом с ним и спасли меня доли секунды от этих же плит и сделать иначе я ничего не мог. Все равно этот камень на сердце у меня останется на всю мою оставшуюся жизнь. Вы воспитали хорошего сына, который, как человек и как воин, до конца выполнил свой воинский долг. И Вы по праву можете гордиться, что воспитали такого сына. Память об Олеге навсегда останется в моём сердце и в сердцах его товарищей».