С Ольгой Рядинской, судьба которой, как и она сама, интересна, необычна, читатель познакомился на страницах районной газеты «Родина» в августе 2013 года. Благодаря своему увлечению Ольга побывала во многих странах Европы, знакомилась с людьми, их обычаями. И сегодня продолжает открывать мир для себя и наших читателей.
Не прошло и трёх месяцев после выхода материала, как наша героиня вновь отправилась в путь. Ольга и её спутница решили продлить лето — из российского холодного ноября 2013-го буквально влетели в жару субтропиков Объединённых Арабских Эмиратов. Арабский самолёт забрал ивнянок из Харькова и доставил в Дубай за четыре часа.
«Я гостила в самом маленьком эмирате государства Аджмане, в 4-звёздочном отеле. Номер превзошёл все мои ожидания и представлял собой трёхкомнатную квартиру, где было абсолютно всё, — рассказала Рядинская. — Минеральной вода, кофе, сливка, а также завтрак с ужином входили в стоимость путёвки. Цена экскурсий составляла порядка 70–80 долларов.
Эти 8 дней и 7 ночей путешествия стали для женщины настоящей сказкой. За такой короткий срок она старалась как можно больше увидеть, поэтому к вечеру валилась с ног от усталости и жары (хотя ноябрьские 30 градусов для местных ничто в сравнении с июльским зноем в 50). Утренний её сон прерывал своим пением в пять утра мулла, она слушала его молитвы и снова проваливалась в полудрёму до завтрака.
Эмираты очаровали русскую женщину. За какие‑то 10–20 лет из бедной пустыни с несколькими домами они превратились в сказочно красивый райский уголок, омываемый водами тёплого океана. Женщина побывала в знаменитой белой мечети в Абу-Даби — одной из шести самых больших мечетей в мире. Огромные ковры, белоснежные колонны здания, потрясающе богатые люстры — всё это поражало воображение.
Бурдж-Халифу (небоскрёб в 828 метров и 163 этажа, по форме напоминающий сталагмит, строили шесть лет 12 тыс. рабочих. — Прим. автора) Ольга покоряла на скоростном лифте, который так взмыл в воздух, что дух захватило. Но ещё более удивительным с этой огромной высоты оказался вид освещённого миллионами огней ночного Дубая.
«Приятно и неожиданно было услышать в эмиратах русскую речь. Там проживает много выходцев из России и стран СНГ», — заметила путешественница.
Прошло три года, и дорога странствий снова позвала за собой. Поездка получилась спонтанной, хотя дома сидеть Ольга не собиралась.
«Приближается отпуск — знаю, что должна куда‑то съездить. Всегда заранее к этому готовлюсь», — призналась Рядинская.
Судьба подтолкнула её купить путёвку на 10 дней в Италию. В августе 2016-го она вновь привычным ходом — самолётом из Харькова — приземлилась на Апеннинском полуострове. Девушка-молдаванка, давно осевшая в Милане, в качестве гида взяла её под свою опеку. В составе тургруппы Ольга побывала в девяти городах.
Первым нашу героиню встретил Римини, крупнейший итальянский курорт на адриатическом побережье. Отель не столь восхитил красотой и удобством, как арабский, но и этого хватило вполне. Тропа туриста повела её на склон большой горы Монте-Титано, где расположилось карликовое государство Сан-Марино. Эмоциональные итальянцы всюду узнавали в наших землячках россиянок.
«Русские женщины очень красивы, поэтому вас везде узнают», — так объяснили Ольге и её спутнице тот факт, что, куда бы они ни заглянули, итальянцы первыми начинали говорить по‑русски.
Следующим в маршруте Ольги был Рим. Далее — Ватикан, Флоренция, Венеция, Сиенна… Глубокие впечатления женщина пережила в Помпеях, безжалостно уничтоженном вулканом Везувием городе.
Побывать в Италии и не попробовать пиццу? Ольга, конечно же, угостилась ею в разных местах.
«В каждом городе свой рецепт и потому непохожий вкус. В Риме не понравилась — тонкая, хрустящая и пресная. А вот во Флоренции пицца потолще, помягче и пришлась по вкусу всей группе, — рассказала Ольга. — Съездив в Пизу, убедилась, что Пизанская башня вовсе не падает. Сегодня это коммерческий трюк, который манит туристов взобраться‑таки на неё».
Венеция покорила нашу героиню своей романтикой, узенькими средневековыми улочками с нависающими над головой балкончиками. Так и кажется, что на одном из них появится грациозная фигурка Джульетты. Увы. Да и жильцов тут немного. В основном это хозяева ресторанчиков, кафе, гостиниц, которые сюда приезжают лишь на время.
Как известно, Венеция стоит на нескольких островках. Один из них, сегодня удалённый от центра города, люди не жалуют. Оказывается, сюда когда‑то свозили больных чумой. С тех пор он так и называется — «Чумной».
Так как Италия — страна ещё и сыров, вина, оливок, турфирма преподнесла в дар каждому туристу бутылку итальянского вина и включила в маршрут посещение фермы. Ольга никогда не забудет шикарный обед, которым их потчевали щедрые фермеры, — шашлык из ягнёнка, вяленые помидоры, оливки…
Вернувшись домой, наша землячка тут же начала вялить-сушить помидоры по итальянскому рецепту. Получилось не совсем то, но очень близко.
Прошло ещё три года. В августе 2019-го судьба снова позвала Рядинскую в неблизкий путь. Дальний родственник, проживающий в Юрмале, пригласил её, сестру и родных в гости. Грех было отказаться, отказаться от путешествия — это вообще не про неё.
Дождавшись, как и прежде, Шенгенской визы, наша героиня решила покорить Прибалтику. Несмотря на чистоту и свежесть этого края, она прояснила для себя, что жить здесь не смогла бы — слишком влажный, холодный, очень переменчивый климат. Даже при 23 градусах тепла здесь прохладно и сыро, а вода прогревается лишь до 16–19 градусов.
«»Как такое возможно: быть на Рижском взморье, на белоснежных песках и не искупаться?» — сказала себе Ольга и вместе с сестрой, пройдя десятки метров по холодной воде до нужной глубины, всё же окунулась.
Юрмала показалась Ольге не городом, а скорее современным густонаселённым (50 тыс. чел.) посёлком, утопающим в зелени. Она, к своему удивлению, узнала, что ранее Юрмала представляла собой несколько обычных деревушек вдоль Рижского побережья, которые со временем объединили. Ольга остановилась в Каугури и поразилась продуманной планировке улиц: шеренги домов перемежались густыми полосами хвойного леса, что, несомненно, шло только на пользу и людям, и сохранённой природе. Особенно приятным для Рядинской стало отношение прибалтов к русским — внимательное, доброжелательное.
«Да и вообще у нас много общего, — заметила она, — даже русский язык здесь можно услышать чаще, чем ожидала, среди детей и молодёжи. В объявлениях о приёме продавцов указывается обязательное знание русского языка».
Поинтересовалась Ольга бытом пенсионеров и сначала позавидовала их пенсии в 200–300 евро. Но зависть быстро исчезла — дорогая медицина и лекарства, несоизмеримые цены на коммунальные услуги. Это и «съедает» доход.
Нашей героине понравилась Рига, прекрасное отношение её жителей, их приветливость. Побывав в Терветском природном парке, женщина вдруг почувствовала себя ребёнком, который чудесным образом перенёсся в сказку — в волшебный мир гномов, троллей латышской писательницы Анны Бригадере. Вход для пенсионеров (в том числе туристов) составил четыре евро, для остальных — пять.
Наша землячка, когда смотрела дома отечественные фильмы «17 мгновений весны» и «Приключения Шерлока Холмса», подумать не могла, что когда‑нибудь пройдёт по тем местам, по ул. Яуниела (Новой), где снимались известные кадры: профессор Плейшнер прыгнул из окна дома №9 по Цветочной улице в Бёрне, Холмс и Ватсон прогуливались по Бейкер-стрит. Местные умело используют это: ресторан «Алекс», отель «Юстас». Впрочем, ещё многие рижские улочки навеки запечатлены в этих и других шедеврах кинематографа.
Ещё одним кратким путешествием во время пребывания Ольги в Прибалтике стала поездка в Эстонию, город Таллин. Старый город. башни, чопорная Ратушная площадь с отполированной следами туристов брусчаткой. Старинные дома в 2–3 этажа с высокими шпилями, причудливые вывески в средневековом стиле, перевитые в свой особый узор узкие улочки, где и два человека не разойдутся, — именно такое впечатление произвела столица Эстонии на нашу землячку.
Путь Ольги на автомобиле пролегал по эстонской земле до самого порта, где красовался исполинских размеров паром «Мегастар». Не выходя из машины, путешественники отправились в грузовой отсек корабля, а затем на лифте поднялись на десятый этаж. Каюты пониже и, соответственно, дешевле находились ближе к двигателю. На последнем 12-м этаже располагались спа, бассейн, сауна. «Мегастар» направил свой курс к финским берегам, в Хельсинки. Ольга вышла прогуляться из своей каюты и обомлела:
«Разве это корабль? И конца не видно!» — воскликнула она и отправилась путешествовать по этому комфортабельному городу на воде. Здесь расположился крупнейший торговый центр на Балтийском море площадью 2800 квадратных метров: салоны, магазины, бары, супермаркеты, концертные залы…
«Мне трудно было поверить, что всё это движется по Финскому заливу, — не переставала удивляться рассказчица. — Через два часа, рано утром мы были уже в Хельсинки».
Наша героиня успела побывать на Сенатской площади, у Кафедрального собора, посмотрела памятник русскому царю Александру II, который в своё время сделал очень многое для независимости и развития финского княжества. Такая вот благодарность в веках.
Больше всего Ольгу удивляли скульптуры, коих немало повсюду, и все они зелёного цвета из‑за окиси металла. А главное в них — отсутствие одежды. К примеру, лесная нимфа — полностью обнажённая женщина около университета, трое абсолютно голых мужчин едят мороженое в парке развлечений, поющие щука и памятник композитору Яну Сибелиусу в виде спаянных 600 издающих на ветру звуки труб, три голых кузнеца в центре города, которые якобы обязательно стукнут, когда мимо них пройдёт девушка неземной красоты. Ещё, как говорят, не стукнули.
«Здесь, кстати, и матери кормят младенцев грудью прямо на глазах у всех. Среди финнов это обычное дело. Обнажённость тут не порок и не считается чем‑то запрещённым, а напротив, пропагандирует толерантное отношение ко всем проявлениям жизни», — сказала Ольга Рядинская.