В феврале 1945 года всю советскую армию облетела новость — десять советских военнопленных сбежали из лагеря смерти. Потряс не столько факт побега, а то, как они это сделали — угнали сверхновый немецкий самолёт! И благополучно приземлились за линией фронта…
Михаил Петрович Девятаев родился в 1917 году в селе Торбеево в Мордовии в большой крестьянской семье. Он был у матери 13-м ребёнком. Отец умер от тифа, когда мальчику было три года.
В 1934 году в родное село Девятаева прилетел самолёт, и юноша, который к тому моменту оканчивал семилетку, твёрдо решил: «Еду в Казань, вернусь лётчиком!» Но поступить в лётное училище сразу не удалось. Михаил определился вначале в речной техникум, занимался в аэроклубе. Потом было военное училище, которое он успешно окончил в 1939 году. После окончания училища молодого лётчика направили служить в 163-й истребительный авиационный полк.
Михаила Девятаева Великая Отечественная война застала под Минском. Уже 23 июня 1941 года лётчик-истребитель Девятаев участвовал в воздушном бою, а на следующий день он сбил первый немецкий самолёт. В период с 23 июня по 16 сентября им было совершено 180 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил девять самолётов врага. 26 сентября 1941-го Михаил Петрович получил тяжёлое ранение.
После госпиталя Михаил Девятаев по состоянию здоровья на полтора года был лишён допуска к полётам на истребителях. Служил он командиром звена лётчиков, где произвёл 280 вылетов на связь с войсками. С 18 сентября 1943 года командир звена 1001-го отдельного санитарного авиационного полка Девятаев лично произвёл 80 вылетов по эвакуации раненых, вывез из передовых госпиталей 140 раненых бойцов и офицеров, из них шесть генералов. В передовые госпитали он доставил 750 литров крови, 1450 кг медикаментов, 1000 кг прочего груза, 50 специальных медицинских работников. За мужество и героизм, самоотверженную службу 1 февраля 1944 года приказом войскам II Украинского фронта Михаил Петрович Девятаев был награждён орденом Красного Знамени, а 7 мая 1944-го — орденом Отечественной войны II степени.
Летом 1944 года старший лейтенант Девятаев вновь вернулся в строй лётчиков-истребителей. 13 июля 1944-го, в районе Львова, Михаил Петрович сделал три успешных боевых вылета, и уже на заходе солнца его послали на боевое задание в четвёртый раз. Он не заметил, как из облаков навстречу неожиданно появились «мессершмитты». В кабине дым, языки пламени. Прыгая с парашютом из самолёта, который должен был вот-вот взорваться, Девятаев ударился о хвост стабилизатора. Очнулся в землянке среди лётчиков, но речь услышал чужую.
Во время допросов Михаилу удалось запутать немецких дознавателей. Итогом их стала характеристика в его личном деле: «Дурак».
В лагере военнопленных в Польше Михаил Петрович встретил таких же горемык, как и он сам. Эти лётчики оказались в плену в результате вынужденных посадок или прыжков из подбитых машин. Среди пленных было много раненых, с обожжёнными лицами и руками. Раненым лётчикам помогал военврач Алексей Воробьёв, уроженец с. Верхопенье Ивнянского района, который практически без медикаментов, народными средствами спасал жизни товарищей.
Лётчиков переводили из одного концентрационного лагеря в другой. В Кляйнкёнигсбергском лагере на территории Польши наши пленные готовили побег. Практически всем бараком рыли подкоп — ложками, кружками, мисками. Когда до свободы оставалась пара метров, нашёлся предатель, который выдал месторасположение подкопа. Зачинщики побега были приговорены к смерти. Среди них, отправленных в лагерь смерти Заксенхаузен, был и Девятаев. Ему повезло, по предложению военнопленного-цирюльника Михаил пришил себе на полосатую робу узника номер умершего учителя Никитенко. А лётчик Девятаев по лагерным документам был сожжён в крематории.
15 ноября 1944 года Михаила Девятаева и ещё 500 узников из Заксенхаузена переправили в концлагерь на остров Узедом в Балтийском море. Там на полигоне Пенемюнде фашисты с помощью заключённых собирали и испытывали ракеты «Фау‑1» и «Фау‑2». Среди военнопленных остров именовался «островом Дьявола». Каждый знал, что побег оттуда был невозможен, с него был лишь один путь — в крематорий.
Как только «учитель Никитенко» увидел на острове аэродром, то сразу принял решение бежать любой ценой, бежать, захватив самолёт! Постепенно «Никитенко» смог пробиться в команду, которая обслуживала аэродром, и начал подбирать себе группу единомышленников. Выбор для побега был сделан в пользу двухмоторного бомбардировщика «Хейнкель‑111». Он чаще других летал. Всеми правдами и неправдами нашим военнопленным удалось найти таблички с приборной доски немецких самолётов и подсмотреть весь процесс запуска двигателя.
Утром 8 февраля 1945 года было принято окончательное решение о побеге. Задачей одного из организаторов побега Владимира Соколова стал подбор в команду не более десяти человек, желательно советских военнопленных. Из воспоминаний Михаила Петровича:
«…В 12:00 техники от самолёта потянулись в столовую. Да „нашего“ „хейнкеля“ 200 шагов. На пути к самолёту сидел у костра охранник-эсэсовец. Иван Кривоногов сзади ударил фашиста и убил его. Самый высокий среди нас Пётр Кутергин надел шинель убитого вахтмана и с винтовкой наперевес повёл „пленных“ в сторону самолёта…».
Позже стало известно, что вдогонку за угнанным бомбардировщиком фашисты послали на истребителе одного из лучших своих лётчиков-асов, но тот не смог обнаружить беглецов над Балтийским морем. Как потом оказалось, Девятаеву удалось пролететь более 300 км.
Артиллеристы 61-й армии на территории Польши с дороги, ведущей к линии фронта, видели, как на поле, подломив колёса, юзом сел немецкий самолёт. Опушкой, опасаясь стрельбы, наши солдаты бросились к самолёту. А в «хейнкеле» были не совсем уверены, что сели среди своих. Первое, что пытались сделать беглецы — скрыться в лесу, они пробежали шагов 100 по полю, но повернули назад, не было сил. Приготовив оружие в самолёте, решили ждать, что будет. На обороте полётной карты Девятаев написал, кто они, откуда сбежали, где до войны жили. Перечислил фамилии: Михаил Девятаев, Иван Кривоногов, Владимир Соколов, Владимир Емченко, Фёдор Адамов, Иван Оленик, Михаил Емец, Пётр Кутергин, Николай Урбанович, Дмитрий Сердюков.
Люди с автоматами, в полушубках, подбежав к самолёту, были ошеломлены. Десять скелетов в полосатой одежде,
обутые в деревянные башмаки, забрызганные кровью и грязью, плакали, повторяя только одно слово «Братцы! Братцы!». В расположение артиллерийского дивизиона их понесли на руках, как детей.
К сожалению, нашим героям не поверили. Пять человек направили в штрафные батальоны, четверо погибли при штурме Берлина. А Михаил Девятаев с товарищами после немецкого плена попали в фильтрационный лагерь. Затем он служил в армии. В конце 1945 года Михаил Петрович сопровождал на остров Узедом группу советских конструкторов во главе с Сергеем Королёвым, руководившим работами по созданию советской ракетной техники. Во время поездки на остров Девятаев показывал места, где испытывали ракеты «Фау», где располагались скрытые стартовые площадки и подземные ангары.
В 1946 году Михаил Петрович вернулся в Казань. Из‑за того, что он находился в немецком плену, были проблемы с трудоустройством. Пришлось работать грузчиком в Казанском речном порту.
Спустя годы, благодаря вмешательству Сергея Королёва, за помощь в создании первой советской ракеты Михаилу Девятаеву 15 августа 1957 года было присвоено звание Героя Советского Союза. А в сентябре того же года он стал капитаном судна на подводных крыльях «Ракета».
В 1960-х годах Михаил Петрович вёл активную общественную жизнь, ездил с открытыми лекциями по городам и сёлам Советского Союза. Он рассказывал об отважных узниках немецких концлагерей, сумевших выжить и остаться людьми. Неоднократно Девятаев посещал и с. Верхопенье, куда приезжал вместе с боевым товарищем Алексеем Воробьёвым. С Алексеем Федотовичем Михаил Девятаев томился в фашистском концлагере. В фондах Верхопенского историко-краеведческого музея хранятся фотографии, документы, а также автобиографическая книга М. П. Девятаева «Побег из ада».
Умер Михаил Девятаев 24 ноября 2002 года. Похоронен в Казани на старинном Арском кладбище, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.
Товарищ знаменитого лётчика Алексей Воробьёв родился в 1914 году в с. Верхопенье. В детские годы был председателем первого пионерского отряда местной школы. После окончания семи классов работал учётчиком в колхозе «Красная Дубрава».
В 1931 году вместе с родными переехал в Донбасс, где трудился разнорабочим, учётчиком, счетоводом на металлургическом заводе в г. Константиновка. В 1932 г. юноша поступил в Донецкий медицинский институт. В 1937 году после получения диплома врача Алексея Федотовича призвали в ряды Красной армии.
В период Великой Отечественной войны капитан медицинской службы Воробьёв служил фронтовым авиационным врачом. В феврале 1944 года самолёт, на котором летел Воробьёв, был сбит, и Алексей Федотович вместе с экипажем попал в немецкий плен. За год он прошёл концлагеря в Николаеве, Одессе, Лодзи, Новом Кёнигсберге, Южной Баварии и др. Несмотря на лишения и издевательства, Воробьёв не изменил ни воинской присяге, ни выбранной профессии. На его счету десятки спасённых жизней советских военнопленных, среди которых Герои Советского Союза лётчик-ас Василий Подлесной, Николай Пысин и Михаил Девятаев.
После Великой Отечественной войны Алексей Федотович вернулся к мирной профессии, работал заведующим больницей в г. Стаханов, заведующим ортопедическим отделением Донецкой городской больницы, получил звание кандидата медицинских наук, профессора медицины, автор более десяти монографий.
Наш земляк стал героем ряда повестей и книг, среди которых повесть Ивана Буринды «Последний патрон для врага», серии документальных повестей и рассказов Георгия Теплякова «Испытание верности». Умер Алексей Воробьёв в 2003 году.