Если верно, что супругов соединяют небеса, то эту пару подбирали с большой гарантией качества и особой любовью. Она и стала фундаментом семьи Виктора и Марии Гуляевых.
Виктор родился в 1945 году. Имя ему дали победное. Рос без отца, никогда его не видел — тот уехал на заработки и больше не вернулся. Сына и двух старших дочерей воспитывала одна мать — Прасковья Наумовна Гуляева. Жили в Ивне, на Владимировке, на улице Зелёной. Женщина растила своих детей в труде, без баловства, да и баловать было нечем.
Хатёнку построила Прасковья Наумовна сама как смогла. Пол был земляной, там вчетвером и ютилась семья. Затем вышла замуж старшая дочь и в скором времени решила с мужем жить отдельно. Средняя дочь уехала к тётке в Ростовскую область, где тоже вышла замуж. И Виктор остался с мамой вдвоём.
«Я окончил семь классов в Ивнянской средней школе, — поделился воспоминаниями Виктор Тимофеевич. — После поступил в Головчинскую школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на специалиста сахарной промышленности. Планировал трудиться на сахарном заводе».
После окончания школы парень успел поработать на местном сахзаводе, но открылась вакансия в Ивнянском автотранспортном предприятии (АТП). Она круто изменила судьбу Виктора. От предприятия его послали на полгода учиться в Грайворон, а после теоретически подкованный специалист поступил работать в Ивнянское АТП слесарем.
В сентябре 1964-го 18-летнего юношу призвали в армию. Гуляев попал в Белоруссию, в ракетные войска.
«Меня там научили работать на автокране, грузил боевые головки, пристыковывал к ракетоносителям. Сложность огромная», — не без гордости рассказал юбиляр.
Прослужив положенные в то время три года, Виктор уже собирался домой, но нашего «Ивана Бровкина» как отличника боевой и политической подготовки направили на четыре месяца убирать хлеб по всей России. Помотался за шофёрским штурвалом по Ставропольскому и Краснодарскому краям, Курганской области, Зауралью. Под Новый год, 29 декабря, боец вернулся к одинокой матери.
Побыл месяц дома, и больше совесть не позволила Виктору долго бить баклуши. Вернулся на рабочее место в любимое АТП. Сначала послесарничал, а потом пересел за руль. Да так и остался за ним до самой пенсии. В трудовой лишь одна запись — АТП. Все автомобили предприятия были предназначены для грузоперевозок и перевозки пассажиров. Виктор Тимофеевич в основном трудился на перевозке грузов: зерновых, силоса, свёклы. Обслуживал весь Ивнянский район, все его организации и учреждения, также ездил за пределы района. И всегда об этом человеке можно было услышать только самые лучшие отзывы как от работников, коллег, знакомых, так и от руководства. Много раз поощряли его и награждали, имеет грамоты, благодарности. Победитель соцсоревнования 1973 года, награждён в 1988-м медалью «Ветеран труда». Но об этом наш скромный герой не любит распространяться.
Мария родилась в многодетной новенской семье. Отца своего тоже не знала: тот умер, когда девочке был годик.
«Нас осталось четверо у мамы: брат и три сестры. Я была самая младшая в семье. Ещё двое младших умерли в детстве. Жили в бедноте, недостаток кругом», — вздохнула от нахлынувших воспоминаний Мария Ивановна.
Девушка окончила восьмилетку в Новеньком и пошла на кирпичный завод рабочей. От завода её послали учиться на формовщицу кирпича. Труд был не из лёгких: что говорили, то и делала. Именно тут, на кирпичном, произошла судьбоносная встреча молодых людей. Виктор возил на машине глину, увидел Машу, познакомился.
«Увидел и сразу влюбился, — мужчина и сегодня смущается. — Влюбился с первого взгляда и навсегда. Вскоре предложил пожениться. Я долго не тянул. Всего три месяца повстречались и под венец. А то не дай бог она убежит!»
Мария согласилась сразу. Говорит, даже не думала, тут же сказала «да».
«Витя приехал свататься на лошадях. У меня было тогда отличное приданое: шла замуж с шифоньером», — рассказала собеседница.
О сватовстве молодые договорились, но сначала девушка решила пойти на чужую свадьбу полюбоваться. Не успела выйти из дома, а её жених тут как тут, на тройке, со сватами. Тут и ёкнуло девичье сердце.
Молодые сначала повенчались в Новеньком. Мария стояла в скромном платьице и в платочке. Этот платочек и по сей день хранит как самое святое. Затем расписались в ЗАГСе. Свадьбу гуляли дважды: первый раз — на родине невесты, второй — он назывался «горячий обед» — в доме жениха, где и остались жить вместе с его мамой.
Благодаря замужеству 19-летняя Мария впервые взяла в руки выданный уже на имя Гуляевой свой паспорт. На селе по тем временам никто на руках паспорта не имел.
Мария отработала на сахарном заводе девять лет, отбирала пробы в лаборатории. Но теперь у неё была семья, дети и свой профессиональный путь она уже подстраивала под них.
Чтобы быть поближе к дому, Мария Ивановна устроилась на ферму в совхозе помощником бригадира. Работа была нелёгкой — целыми днями там пропадала. А бывало, что и ночами. Заболеет доярка или сторож — иди заменяй.
Гуляевы первое время ютились в старенькой хатке. Здесь и родился в 1971‑м первенец Сергей. Помощи ждать было неоткуда. Молодые родители трудились днём и ночью, отказывали себе во всём, собирали по копеечке. А когда в Обояни в продаже появились щитовые дома, собрали все сбережения, взяли в долг и приобрели себе домик. Его ставили на том же самом месте, предварительно разломав покрытый соломой старый. С весны до осени с маленьким ребёнком жили на улице, под навесами, в наскоро сооружённой времянке, отправив пожилую мать к родным.
«Люди тогда нам многие помогали по первому зову, мазали, клинцевали, — с благодарностью вспомнил Виктор Тимофеевич. — Тогда все добрее были, отзывчивее. Понимали и на себе ощущали нужду. Потому никогда не отказывали».
В 1975 году уже в новом доме родился второй сын Юрий. Третьим, поистине олимпийским подарком счастливому супругу стало рождение в 1980 году третьего сына — Виктора-младшего. Гуляевы воспитывали детей в строгости и дисциплине. У мальчишек времени на глупости и баловство не хватало. Без уговоров сыновья бежали домой, поднимались чуть свет на прополку огородов, помогали по хозяйству, все трое доили коров, ухаживали за живностью. А её‑то как раз было немало: корова, несколько быков, свиноматки, 8–9 поросят, вся птица домашняя. Нужно ведь было сыновей растить, учить. А ещё по молодости, пока силы были, между соседями как будто соревнование устраивали: у неё 60 уток, а я 80 возьму!
Работы в доме прибавилось. И Мария Ивановна перешла в телятницы. Телят-двадцатидневок выпаивала. Каждый день тяжести немалые: четыре ведра в руки — и пошла по теляткам. Бывало по 50, 70, 100 малышей. И так каждый день по несколько раз покормить каждого надо. Ферме наша героиня отдала 27 лет, работала до самой пенсии.
Мария Ивановна всегда была на хорошем счету. За добросовестную работу её премировали поездкой в Венгрию. От круиза у ивнянской туристки остались самые светлые воспоминания и туфли. Да, венгерские туфельки, которые эта чудесная женщина, словно Золушка, достаёт редко и обувает по сей день в церковь и на праздники, а по удобству и внешнему виду они лучше самых новых.
А потом ферма начала разваливаться, скот перегоняли в другое место. На предложение ездить на работу в село Мария Ивановна по совету супруга отказалась и ушла на заслуженный отдых.
Сергей, Юрий и Виктор связали свою судьбу с профессией шофёра, пошли по отцовским стопам. Все трое получили соответствующее образование и тоже начинали водительский путь с родного АТП. Все они имеют свои семьи, живут отдельно, старший — в Новом Осколе, где родители супруги, остальные — в Ивне. Виктор Тимофеевич и Мария Ивановна давно уже стали дедушкой и бабушкой. Всем детям помогали в покупке или постройке своего жилья, во всём были самым надёжным тылом. Но теперь и дети стали родителям хорошей опорой, и главное — все они выросли достойными, добропорядочными и трудолюбивыми людьми. А это отцу с матерью лучшая награда.
Проживают супруги Гуляевы там же, в Ивне, на родной Владимировке, на улице Зелёной, в когда‑то построенном с любовью просторном доме. Они уменьшили хозяйство, земельный участок, но не перестали быть рачительными, заботливыми хозяевами и поддержкой друг другу. Гуляевы приобрели необходимую технику для сева, покоса, снегоуборки, чтобы всегда свои угодья содержать в идеальном порядке.
Дом, сад, три сына, внуки, крепкая семья (недаром на кирпичах зарождалась) — и всё это уже 50 лет стоит, словно одна большая крепость. В ней тепло, прочно, надёжно. Может быть, есть особый секрет семейного счастья Гуляевых?
«Мы всё делаем совместно. Где‑то надо перемолчать, уступить, а где‑то нужно и огрызнуться. Но это всё было по молодости. Сейчас это уже неважно, — призналась Мария Ивановна. — Он так планирует, я — так, а потом оба скажем: „Будь по‑твоему“».
Виктор Тимофеевич поделился, если воздух накаляется (всякое ведь бывает в жизни), супруги немного поругаются и уйдут по разным углам, чтобы больше друг друга не расстраивать. Лишний раз подумать, промолчать.
О чём мечтают золотые юбиляры? Пожить подольше, детям и внукам помочь. Ведь они самое дорогое, что есть в жизни супругов. Но главное — Виктор и Мария есть друг у друга, влюблённые с первого взгляда, согревающие друг друга солнечным светом нежности вот уже полстолетия.