Local Logo
Новости Ивнянского района Белгородской области
102.58
+1.90$
107.43
+1.35
+9 °С, дождь
Белгород

Симфония пространства и времени. Как ивнянец Николай Плёхов открыл в себе талант художника

20 мая 2020, 14:34Спорт
Фото: Личный архив Николая Плёхова

Его картины, скульптуры, чеканные и гравюрные работы есть во многих семьях друзей и родных.

Жажда к знаниям

Осенью 1955 года в простой семье колхозников Плёховых из с. Рождественка Беленихинского (сегодня — Ивнянского) района родился первенец Николай. За ним пошли братья Виктор и Сергей, сестрёнки Валя и Наташа. Отец Павел Петрович работал механизатором, мама — разнорабочей в колхозе им. Кирова.

Мама тяжело болела, отец пропадал в поле, груз воспитания лёг на плечи бабушки. В 1962 году Коля пошёл в первый класс в Рождественскую школу, а через два года отец отправил его учиться в Грайворонскую школу-интернат. Здесь он стал посещать кружок рисования. В 1967 году перешёл в Белгородскую школу-интернат №25, где обучался до 1972 года.

«Нас окружали замечательные учителя и воспитатели. Они старались привить нам чувство прекрасного и подготовить к жизни», — поделился мнением о своих учителях Николай Плёхов.

«Кто, если не я…»

Жили Плёховы скромно, трудно… Будучи молодым человеком, Николай жаждал работать, но отец настоял на его образовании. Парень поехал в Харьков поступать в ХИМЭСХ, но не прошёл по конкурсу. В 1973 году пошёл в армию, служил авиационным механиком в северной группе войск в Польше. Занялся тяжёлой атлетикой, участвовал в армейских спортивных соревнованиях, в том числе среди спортсменов Германии и Чехословакии, брал призовые места.

Отслужив, Плёхов вернулся на завод в ту же бригаду, где работал, и трудился до 1977 года. Освоил ударные инструменты, выступал с концертами в составе группы, мечтал стать музыкантом. В цеху работал заслуженный художник УССР Николай Куликов. Увидев чеканку «Отец» и другие работы Плёхова, настоятельно рекомендовал заняться изобразительным искусством. Николай прислушался и стал готовиться к поступлению в институт.

«Я так хотел учиться! Но отец потихоньку сдавал, хотя старался этого не показывать. Изо всех сил старался, чтобы мы не чувствовали себя хуже других. Всегда был передовиком. Мама оставалась в больнице. Заболела сестрёнка Валечка. Я понял, что нужен дома. Кто, если не я, поможет отцу?», — продолжил собеседник.

Николай принял твёрдое решение вернуться домой. Куликов, узнав это, написал стихотворение «На память Николаю Плёхову» и подарил начинающему художнику: «Будь счастлив, Микола-чеканщик, а жизнь твоя дальше бежит… будь вежлив, культурный и честный — за труд отвечай головой…». Это напутствие Николай Павлович бережно хранит и всю свою жизнь старается ему следовать.

Возвращение на родину

Летом 1977 года вернулся на родину, в село Рождественка, начал работать комбайнером в колхозе им. Кирова. В этом же году умерла сестра Валечка. Это стало сильным потрясением для всей семьи. По итогам уборки зерновых среди молодых комбайнеров Николай занял третье место. Его наградили путёвкой в международный молодёжный центр «Юность» в Минске. Новые знакомства, друзья…

«Перед моими глазами открывался удивительный мир природы. Чувства переполняли меня, рука сама тянулась к карандашу», — поделился воспоминаниями Николай. Так появились пейзажные зарисовки Минского моря, покрытого сверкающим изумрудным льдом, стройных, вечнозелёных сосен, утопающих в снегу и тянущихся к солнцу. В начале 1978 года Плёхов перешёл на работу в Ивнянскую районную художественную мастерскую художником-оформителем.

Стать на ноги

Шёл 1980 год. Николай начал независимую деятельность. И всё получилось. Оформлял наглядную агитацию, доски почёта, красные уголки, дома культуры. Брал заказы на живописные, мозаичные и другие работы. Стал неплохо зарабатывать. Он искренне радовался, что смог сам стать на ноги и начал помогать отцу.

В 1981 году случайно познакомился с сестрой друга Наташей. Она проживала и работала в Сумгаите, на Белгородчину приехала в гости к брату.

«Сразу же запала в душу. Как берёзка, стройная, голос нежный, глаза глубокие, искрящиеся. Я утонул в бездонной красоте её глаз. Влюбился без памяти, — продолжил рассказ Николай, — она через пару недель уехала домой. С полгода переписывались, а потом бросил я всё и махнул за ней».

Добрый, открытый, умный, к дочке внимателен, заботлив, доброжелателен. Матери Наташи такой сразу понравился. Через пару недель нёсся поезд из Сумгаита в Белгород с влюблёнными и Валентиной Дмитриевной, ставшей Николаю через несколько дней второй мамой. Сыграли свадьбу, сняли квартиру в Строителе и стали жить втроём, а через год — вчетвером: на свет появилась доченька Олеся. Через пять лет купили дом в Яковлево и переехали.

Первый монумент

В 1982 году председатель ивнянского колхоза «Победа» Николай Майлатов предложил сделать реконструкцию памятника в селе Хомутцы в память 282-х односельчан, не вернувшихся с войны. Николай сразу отказался.

«Испугался. Очень большая ответственность перед всеми жителями села, перед родственниками павших. Кто я и кто они, жизнь отдавшие за Победу? — рассказал Николай Павлович. — Председатель стоял на своём и убедил начать работу. Это были мои первые шаги в монументальном искусстве».

Плёхов по несколько раз переделывал отдельные фрагменты. Через два месяца два барельефа с изображением советских солдат в смертельном бою с фашистскими захватчиками дополнили архитектурную площадку вокруг памятника. 5 августа 1982 года обновлённый комплекс открыли.

«Мои колени дрожали, когда падало полотно. Аплодисменты вернули меня в реальность. Я гордился, что причастен к происходящему», — поделился Плёхов.

Пять работ за четыре года

В 1985 году председатель колхоза «Правда» предложил Николаю Павловичу разработать эскизный проект и исполнение в натуре мемориального комплекса на месте расстрела более 800 красноармейцев и мирных жителей в селе Бутово Яковлевского района. В 1986 году в селе Покровка рядом с замершим в камне советским солдатом художник создал барельеф боя, постамент под Вечный огонь, мемориальную плиту на могиле павших. Николай Павлович увековечил память захороненного здесь 291 солдата, освобождавшего село, имена 507 односельчан, погибших в 1941–1945 годах, и 16 местных жителей, расстрелянных фашистами в годы оккупации.

В апреле 1988 года на стенах уже существующего мемориального комплекса в селе Дмитриевка Яковлевского района он создал два барельефных изображения боя пехотинцев и танкистов. 9 мая 1988 года обновлённый памятник был торжественно открыт.

В мае того же года приступил к выполнению нового заказа в селе Пены Беловского района Курской области — сделать фигуру скорбящей матери высотой 7,7 метра. С такой высотой Плёхов работал впервые. Осенью 1988 года мемориал открыли для посетителей. С июля по сентябрь 1989 года трудился над созданием мемориального комплекса в селе Каменка Обоянского района.

В 1990-м в течение всех летних месяцев Николай творил в селе Долженково Обоянского района Курской области. В центральной части комплекса смонтировал постамент под Вечный огонь. За скульптурой солдата — стена с барельефом, имитирующим бой, общей протяжённостью 12 метров.

«Порой подкрадывается такая невыносимая ностальгия по тем местам, где создавал мемориальные комплексы, не выдерживаю, сажусь и еду туда. Годы идут, но руки хорошо помнят и чувствуют каждую деталь, каждый выточенный миллиметр полотна. Душа моя здесь», — признался мастер.

С чувством и верой

К Богу мастер пришёл не в угоду моде. У Плёхова наступила чёрная полоса. Ушла из жизни вторая сестра Наташа, через три года — мама, а через полгода — отец.

В творчестве мастера появилась религиозная тематика: чеканные и резные работы с ликами Спасителя, преподобного Макария Египетского, святителя Николая Чудотворца, апостола Андрея Первозванного. Николай Павлович посещает Киево-Печерскую лавру. Всё увиденное его потрясло. Перед глазами возник образ монаха-затворника, читающего в келье псалмы. В течение двух ночей он создаёт картину «Отшельник», воплощая теснейшее и живое общение человека с Богом.

С 1997-го по 2000 год в Ивне идёт строительство Свято-Никольского храма. Николай Плёхов принял участие в конкурсе на изготовление распятия Иисуса Христа, которое объявило благочиние. Его вариант стал лучшим. Получив благословение, он с Божьей помощью приступил к работе. Весь год сушил древесину липы и дуба, а потом начал воплощать замысел. Это требовало особой сосредоточенности и кропотливости. Каждую деталь Плёхов вытачивал с точностью до миллиметра, шлифовал, тонировал, покрывал лаком. Потом части элементов резьбы соединялись один в один, и спустя почти двадцать лет не видно ни одного шва, ни одного стыка на распятии Спасителя.

«Я понимал, — продолжил художник, — это ко многому обязывает. Иисус Христос принял немыслимые муки. Человек, подойдя к кресту, должен увидеть, почувствовать их».

Когда были готовы образы, он устроил для себя серьёзный экзамен: показал это местным старушкам-прихожанкам. Бабушки в малюсеньких скульптурках сразу же узнали все лики святых. Экзамен сдал. Сегодня, когда мастер бывает в Свято-Никольском храме, обязательно подходит к распятию Спасителя, зажигает свечу, молится…

Счастлив во всём

С 2007 года Плёхов работает художником-оформителем на Яковлевском руднике. Его работа и хобби совпали. Это счастье. Разработку эскизов дизайна, новых стилей теперь выполняет на компьютере. Художник искренне рад, когда к нему обращаются с просьбой провести реставрацию памятных картин, старых фотографий, икон, сделать гравюру, изготовить специальные планшеты «Память» для семей ветеранов.

Николай любит делать подарки, созданные своими руками. Его картины, скульптуры, чеканные и гравюрные работы есть во многих семьях друзей, родных, знакомых, да и просто гостей. Николай Павлович давно сделал макет скульптуры преподобного Макария Египетского и надеется, что когда‑нибудь на территории рудника появится покровитель горняков и шахтёров.

Есть в его жизни один человек, самый главный. Это Наташа, его жена. Плёхов благодарен ей за то, что она всегда рядом, радуется его успехам, сопереживает неудачам, за терпение к его ошибкам, за критику и непоколебимую волю. Она — его вдохновитель и судья, его верная поклонница, крепкая надёжная рука, что на протяжение всего пути помогает и поддерживает мастера в его благородном призвании сохранять красоту и память.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Виктория Тихонова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество21 ноября , 14:44
Делегация из Белгородской области поучаствовала в международном форуме «Диалог о фейках 2.0»
Материал
Общество20 ноября , 09:48
Реабилитационный центр «Воскресение» единственный в регионе состоит в реестре поставщиков соцуслуг
Материал
Общество19 ноября , 22:12
«Формального подхода быть не должно»: Гладков раскритиковал проекты патриотического воспитания детей