После многолетней службы в погранвойсках Владимир Лещёв вернулся в родной район. Сначала жил в Курасовке, потом купил дом в Ивне, завёл хозяйство: корову, быков, тёлку, свиноматок. У него счастливая семья, дети и внуки. Все годы жизни, и в горе и в радости, ивнянца сопровождала гармонь.
Ещё в детстве Владимир сам научился играть на гармошке, затем на гитаре. Со временем получалось всё лучше, пальцы всё быстрее, смелее и увереннее скользили по кнопочкам.
Учился Владимир в школе средне, но благодаря его незаурядным музыкальным способностям в конце четверти в журнале чудесным образом появлялись «четвёрки». Ничто не давалось ему так легко и радостно, как рождение музыки.
«Музыку я всегда ставил на первое место, – признался гармонист. – Как родился, так и начал петь. С детства любил пение, всегда была по нему «пятёрка»… Мне и частушки нравятся, и песни заводные, но больше люблю медленные, задушевные, заставляющие задуматься о жизни, вспомнить что‑то дорогое».
С гармонью он побывал и во Владивостоке, и в Хабаровске, и на Чукотке, и в Комсомольске-на-Амуре. «Моя подружка» — так ласково мужчина называет музыкальный инструмент.
Народные исполнители негласно делят друг друга на нотников и слухачей. Первые разбирают мелодию по нотам и разучивают её, смотря в партитуру на пюпитре. Владимир Лещёв не знает нот, но от рождения у него идеальный слух. Любую мелодию он моментально схватывает и тут же воспроизводит.
«На улице пою, играю каждый день. Выйду, а через 10 минут уже соседи рядом, подпевают», — рассказал мужчина.
В музыкальной биографии Владимира Лещёва — участие в программе Заволокиных «Играй, гармонь», которая проходила в Прохоровке. Также он снимался в этой передаче во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. На межрегиональном конкурсе «Играй, гармонь», в котором участвовали музыканты из разных регионов и даже стран, Лещёв вошёл в десятку лучших гармонистов. Известный российский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов СССР Евгений Дербенко был покорён игрой ивнянца.
У Владимира всегда была мечта купить нижегородскую гармошку. Такой товар руки настоящего мастера стоит немало. Но когда речь заходит о гармони, Лещёв не торгуется. Первый инструмент он приобрёл за 80 тыс., следующий – за 240. На ней он очень много играл, выступал в районе, области, участвовал в конкурсах, многочисленных фестивалях гармонистов, повозил её по стране.
Музыкант продолжает искать себе новые инструменты. Помогает ему в этом Интернет. Сейчас у Лещёва снова есть инструмент-мечта:
«Грустит она на полочке и ждёт меня. Стоит 200 тысяч, но я всё равно её куплю! Она не ширпотреб с фабрики. Её мастер делал своими руками не один год, сердце своё вложил. В гармони – душа человека. Баян – профессиональный инструмент, а гармонь – народный.
Владимира Лещёва всегда тянуло творить. Так он попал в ветеранский хор. Пришёл на концерт, посмотрел, выступил, потом ещё раз и втянулся с головой. А потом и петь начал. И так уже 15 лет.
«Сейчас каждый выходной мы ездим в Орёл, на Оку. Играем, отдыхаем. У нас есть традиция: мы по очереди пускаем гармошки по кругу, как трубки мира. Так за вечер каждый поиграет на нескольких инструментах», — рассказывает мужчина.
Двадцать с лишним лет Владимир отдал службе. Ему и сегодня пишут сослуживцы, старые друзья. Говорят, Лещёв совсем не изменился, а ведь прошло почти 30 лет. Но разве есть возраст у души, в которой всегда поёт гармонь?