Ольга Лазарева из Ивни никогда не думала, что будет педагогом. Её заветная детская мечта — стать врачом-хирургом.
«Сама я ивнянская. Ходила в нашу первую школу. Девичья фамилия — Кобзева, раньше жила с родителями на улице Боровиченко. Работаю в школе искусств с 2002 года, — скромно и официально начала рассказ о себе собеседница. — Ходила в художественную школу, у меня была учитель Татьяна Павловна Шумакова. Занималась несерьёзно поначалу».
Ольге всегда нравилось рисовать лошадей. Девочка даже подробно изучала строение их тела, чтобы точно передать фигуру животных. Ольга с первых детских рисунков всегда доводила картину до её полного завершения. Это был не единичный предмет или образ, а готовый сюжет, композиция. Преподаватель сразу заметила такую особенность подопечной и, когда пришло время, подсказала поступать на художественное отделение.
«Я вообще хотела стать врачом-хирургом, — призналась ивнянка. — В 90-е тяжёлые годы многие держали животных. У них бывали раны, болезни. А врач ветслужбы в районе совхоза приглашал меня помогать ему. Я оказывала помощь в лечении животных, что‑то подержать, подать, промыть раны, на всё это смотрела и не боялась. Научилась уколы делать».
Но этой мечте не суждено было сбыться. В те годы учиться без хорошей материальной базы было сложно. И Ольга выбрала отделение дизайна архитектурно-пространственной среды Белгородского колледжа культуры и искусств.
«В нашей семье есть художники. Моя прапрабабушка из Украины была золотошвейка. Золотой нитью, канителью расшивала вещи. Один из дальних родственников поступил в Суриковское училище в Москве», — объяснила свой выбор Ольга.
Ольга Кобзева поступила сразу, однако первое время обучение давалось трудно. Ещё труднее было жить. По примеру своих однокурсников она подрабатывала: с подругами расписывала кафе, рисовала пейзажи и продавала их в мебельных магазинах Белгорода. Подбирала такие виды, чтобы соответствовали определённой мебели, и пейзаж словно шёл в наборе. Не бог весть что зарабатывала, но на хлеб хватало.
Со временем поняла: чтобы достичь высокого уровня профессионализма, необходимо саморазвитие. И Ольга начала упорно посещать библиотеки, засиживаться ночью, штудируя специальную литературу по теории изобразительного искусства. По трудам и награда — девушка получила красный диплом.
Вернулась домой и пришла в Ивнянскую детскую школу искусств преподавателем. Однако дизайнер — это одно, а преподаватель — другое. Потому поступила в институт культуры и искусств, закончила его и получила специальность «мастер студии декоративно-прикладного творчества». Так на своё образование Ольга потратила восемь лет.
Через два года работы в школе вышла замуж. В 2022-м будет 20 лет, как она трудится здесь преподавателем по изобразительному искусству.
«У нас с 2014 года ввели предпрофессиональные программы. Они предполагают срок обучения 8 лет. Приходят к нам детки в 1–2-м классе начальной школы. Тяжело, не все выдерживают, но положительный эффект нововведений есть — ребята проходят полный курс. Вот, к примеру, девочки на третьем году обучения уже владеют росписью, могут написать портрет, научились делать игрушки», — рассказала Ольга.
К учителю приходят все, кто желает рисовать. Многие уже кое‑что умеют, другие — не умеют ничего. Главный секрет — в трудолюбии, усидчивости, терпении. Ольга Михайловна это знает точно. И, конечно, важно не пропускать занятия. Для малышей они проходят три раза в неделю по 2–3 урока (урок 40 минут).
«С 1-го по 3-й класс у нас идёт общее изобразительное искусство, узнаём, что такое статика, динамика, ритм, пропорции, больше образное восприятие. С 4-го класса — академический рисунок, рисуем куклу, изучаем тон, фактуру, учимся штриховать, передавать освещение. Затем переходим к натюрмортам, и далее всё сложнее. В старших классах занятия труднее. Но у них больше нагрузка, подготовка к экзаменам», — объяснила специфику любимой работы наша героиня.
Особое место в обучении изобразительному искусству занимают росписи. Ведь именно благодаря им мы чувствуем дух своего народа, видим обычаи, культуру разных наций, народностей, областей. Изучение росписей Ольга Михайловна начинает с мезенской, она самая простая, это один из старинных художественных промыслов с глубоко символичным орнаментом. Им украшали предметы быта сначала в Архангельской области. Потом переходят на городецкую, потом — петриковскую, последней изучают хохломскую, потому что она самая сложная, но и самая яркая, колоритная.
Своих двоих детей, ещё школьниц, Лазарева активно вовлекает в творчество. Одна дочь занимается музыкой, вторая — декоративно-прикладным творчеством. Муж Роман работает на рыбных фермах ИП Грязнова, его увлекает электроника.
«Конкурсы — это лицо школы, учителя и ученика. Поэтому подход ответственный. Стараюсь как можно больше привлекать детей к ним, это стимулирует, даёт опыт», — рассказала Ольга Лазарева.
Наша героиня в своей работе не останавливается на достигнутом. Да и детям всегда предлагает что‑то новое. Так, например, её ученица, семиклассница Софья Якшина, неоднократно приносила своему педагогу победы в творческих конкурсах. Одна из последних работ Софьи — «Сирень» в технике горячего батика.
«Всегда на неё полагаюсь, она никогда не подведёт, — поделилась с нами Ольга Лазарева. — Думаю, в будущем изобразительное искусство может стать её профессией. А картину делаем так. Берём обычные свечи, плавим их и выполняем задуманное».
Техника пришла к нам из Индонезии, так окрашивали ткань. Перевод слова «батик» — «капля воска». Расплавленным воском на ткань наносили узор, потом красили её, проглаживали, воск плавился, удалялся, пятнышки оставались. Ольга Лазарева и её подопечная используют свечи, так как температура их плавления составляет около 30 градусов. Наносят на хлопчатобумажную ткань сначала светлые тона. Делают работу, берут в рамочку, и картина готова.
«Дома пишу картины для души. Мой выбор — масляная живопись, форматы разные. Мы часто с работниками культуры ездим в Хотмыжск, на разные фестивали. Вожу туда и свои работы. Картины в малом формате легче транспортировать. Иногда продаю, делаю портреты на заказ знакомым, землякам, люди просят по Интернету, — призналась художница. — Очень ценю масляную живопись. Во‑первых, она не теряет яркость красок, не испортится быстро, через 50 лет она может только потрескаться. Всё необходимое для работы приобретаю в городе».
Холсты Ольга натягивает сама, отвозит в мастерскую, там ей делают рамки. Основной творческий процесс у Лазаревой летом — время каникул детей и её отпуска. К этому периоду она готовится заранее: в конце весны едет в мастерскую, по заранее намеченным планам закупает подрамники с рамками, краски и прочие составляющие её творческой «кухни».
«На «Хотмыжскую осень» нужно ездить за вдохновением. Там много людей, мастеров из Белоруссии, Украины, других мест. Вижу старых друзей, завожу новых. Всё равно с кем‑нибудь да пообщаюсь, — продолжила собеседница. — Беру контакты, потом продолжаем переписываться. Познакомилась с художником Александром Ивановым, очень талантливым человеком, — хвалится наша героиня».
Но на картинах эта очаровательная женщина не остановилась. Сообщим по секрету: сегодня у неё новая страсть — коклюшки.
«Нравится мне на коклюшках плести кружево. Недавно начала, учусь. Не могу смотреть телевизор просто так, чем‑то руки надо занять. На самом деле это просто. Надо знать семь приёмов, уметь применить и всё», — так объяснила Ольга результат своих занятий по вечерам.
Сами коклюшки найти нелегко, в магазинах дорогие, но она и здесь нашла выход. А когда поначалу не получалось, в Хотмыжске подошла к мастерицам, ей показали-растолковали, и рукодельница быстро ухватила суть.
В конце беседы Ольга Михайловна припомнила ещё одно своё хобби — роспись матрёшек. Покупает в городе деревянные фигурки, расписывает, дарит и снова по тому же кругу. Но больше довольны те, кто получил такой рукописный сувенир.
«Недавно освоила технику двойного мазка. Матрёшки красивые, яркие. Смотрю, и настроение отличное», — с радостью сказала художница.
Прощаясь, задаю вопрос: «Что главное в работе, в обучении детей искусству?» И Ольга Лазарева, не задумываясь, ответила:
«Главное — любить детей. Необходимы силы, терпение, мудрость, чтобы их научить, привить нужное, иногда заставить. Искусство вдохновляет человека. Ему хочется самому творить. Это обратная связь. Жизнь человека должна быть чем‑то наполнена, одухотворена. Тогда это жизнь».