Первая IT‑школа проходит сейчас в Белгородской области. Она собрала 200 ребят из 7–10-х классов, среди них семеро — из Ивнянского района, все из Курасовской школы. Познакомиться с ними оказалось непросто: на занятия школы (они проходят в Белгородском индустриальном колледже) сложно попасть не только из‑за пандемии — в летнем IТ‑лагере очень плотный график. Так что общаться с юными айтишниками нам пришлось по видеосвязи.
«Мы сдавали «Цифровое ГТО», — рассказал семиклассник Дмитрий Хлебников. — После узнали, что справились отлично и попали в финал. По итогам финала нас и пригласили в летний лагерь IТ‑школы».
Дима говорит так, будто это быстро и легко. На самом деле, ребята с весны участвовали в «Цифровом ГТО» — конкурсе, организованном департаментами цифрового развития и образования региона. В этом чемпионате по цифровым компетенциям участвовали школьники 2–11-х классов со всей области (всего более 132 тысяч человек). Но чемпионат — лишь отборочный этап. После ГТО учеников 7–10-х классов, набравших наибольшее количество баллов, пригласили на олимпиаду. В ней не было победителей и проигравших: школьники просто должны были перешагнуть определённый порог баллов — и тогда лучших из лучших пригласили в летний IТ‑лагерь. Так что процедура, о которой коротко рассказал Дмитрий, проходила почти полгода.
«Отборочный тур был довольно простым, — продолжил Дмитрий, поправляя свой бейдж, — а вот в финале пришлось подумать, попотеть. Я хотел узнать новое о цифровых технологиях. Думал, там мы будем программировать на каком‑нибудь Python (один из наиболее популярных сегодня языков программирования. — прим. авт). А получилось, что мы просто работали в увеличенной версии Scratch (среда программирования для детей и подростков. — Прим. авт.)».
На этом моменте, кажется, рассказчик увлёкся и стал сыпать умными фразами. Коллеги Димы на словах App Inventor (среда для разработки мобильных приложений. — Прим. авт.) переглядываются и улыбаются.
«Довольно интересно, но блочное программирование для меня не так уж удобно», — по‑деловому заключил семиклассник.
— А чем вы занимаетесь в свободное время?
— Я люблю рисовать, — начинает Наталья Юдина, она тоже из седьмого класса.
— Я занимаюсь танцами, — говорит Алёна Копейкина.
— Я тоже занимаюсь танцами. Ещё люблю биологию и химию, — говорит третья девушка, Софья Карасёва.
— Помимо технологий, я увлекаюсь танцами и театральным искусством, — произносит парень в очках. Его зовут Максим Картамышев.
— Я увлекаюсь 3D‑дизайном, — говорит Дмитрий Хлебников.
— Кем вы хотите быть в будущем? — ребята переглядываются, ищут глазами первого отвечающего. Им становится Наташа.
— Я только думаю об этом, — говорит девушка.
— И я тоже об этом не задумывалась, — подтверждает Алёна. — В будущем IТ‑технологии мне, конечно, пригодятся, но, думаю, с моей профессией они не слишком будут связаны.
Ребят можно понять: они ещё не окончили и девяти классов. Среди семи ивнянцев в IТ‑школе четыре семиклассника и три восьмиклассника. Ребят старше в команде из Курасовской школы нет. Наверное, именно потому, что они учатся вместе, ребята делегируют друг другу ответы.
— В будущем я планирую стать врачом, а IТ‑технологии — это увлечение, — говорит Софья.
— А вот я, скорее, хочу связать свою жизнь с технологиями, — рассказывает Максим, он больше других похож на программиста, наверное, из‑за очков. — Хочу стать дизайнером в сфере IТ.
— Я, как и Максим, уже решил, кем стану, — продолжает Дмитрий. — У меня есть полный план на жизнь — она будет связана с IТ‑технологиями, дизайном, программированием.
— А я ещё не решил, — заканчивает разговор о будущем самый застенчивый из ребят, Эдуард Асеев.
— Какие у вас первые впечатления от IТ‑школы?
— Я считаю, всё просто очень быстро проходит, — начинает Наташа.
— По‑моему, всё проходит отлично, — подхватывает Алёна. — Если что‑то непонятно, наставники, учителя и даже одногруппники могут помочь. В некоторых моментах я разбираюсь сама, иногда всё идёт не слишком хорошо, но мне всё нравится.
— IТ‑школа — это просто шикарно, — продолжает разговор Софья.
— Работа идёт по‑разному: бывает сложно, но если работать в команде, всё получается, — говорит Максим.
Ребята вообще хвалят коллектив и организаторов IТ‑школы. А вот Дима снова по‑взрослому добавляет конструктивной критики. Нет, школа ему нравится, но он хочет, чтобы дальше было ещё лучше — максималист, наверное.
— Работа над проектами идёт слишком быстро. Мы просто не успеваем разрабатывать дизайн, код… Мало времени для создания полноценного приложения. Всё рассчитать за этот срок очень тяжело. Но мы стараемся.
— А мне всё нравится, — опустив глаза, говорит Эдуард. — Программировать вполне просто. Иногда нужно всего лишь включить логику. Учителя всегда нам помогают. Но я согласен, что времени и правда не хватает.
Ребята рассказывают, что их разделили на две группы: одна разрабатывает мобильное приложение, вторая — сайт. При этом каждая команда также делится на две: ребята выбирают тему и создают проект. В конце летней школы они должны защитить проект.
— Мы выбрали тему, связанную с медициной, — рассказывает Софья. — В конце должны представить проект, рассказать о нём, сделать презентацию.
— Да, а если проект одобрят, то его могут выпустить.
— Что в школе вас больше всего впечатляет?
— Столовая… — говорит Софья. — Нас здесь вкусно кормят.
— А что сложнее всего?
— Вставать в восемь утра.
По утрам после подъёма у ребят линейка, зарядка, завтрак — как в летнем лагере. Только после завтрака не игры, а обучение — две пары в день. После пар обед и тихий час. А потом — выступления спикеров или самих школьников.
Перед школьниками выступают различные спикеры из сферы IТ.
— Говорят, в стране большая нехватка кадров. А зарабатывают в IT хорошо, — замечает Дима.
— Какие спикеры к вам приезжают?
— Был начальник областного департамента цифрового развития Евгений Мирошников, представитель «Сбера» Ольга Линник, представители инвестиционных компаний…
— Кто вообще в России должен развивать технологии: государство, бизнес, крупные компании?
— Все! — хором отвечают школьники.
— Что нужно сделать, чтобы у нас появилась своя Силиконовая долина?
— Нужно просто больше стараться и прилагать усилия. Если это станет мечтой, то до этого можно будет дойти, — заключает Наталья.