Local Logo
Новости Ивнянского района Белгородской области
91.69
-0.36$
98.56
-0.08
+9 °С, ясно
Белгород

Телефон как компьютер. Ивнянский учитель Сергей Яковенко – об изменениях в цифровом мире

29 июля 2021, 11:35Спорт
Фото: Наталия Козлова

Преподаватель физики и информатики рассказал, как проходят занятия с его учениками.

Новенская школа Ивнянского района — одна из тех сельских школ, где уровню преподавания на уроках информатики позавидуют и городские, и столичные. Учитель физики и информатики Сергей Яковенко рассказал о том, как за последние пару лет изменился цифровой мир для учеников.

Об углублении тем

— У современных детей давно появились компьютеры, многие программы они освоили самостоятельно или через видеоуроки на YouTube. Когда ученики приходят на занятие и я начинаю рассказывать элементарные вещи, они смотрят на меня с удивлением и говорят, что уже это умеют. Поэтому я заранее готовлю дополнительные интересные задания, чтобы можно было развить тему на уроке, если она уже известна ученикам.

Например, проходим форматирование в текстовом редакторе. Дети это умеют, и мы сразу переходим от теоретической части к практической. Программы «Блокнот» и Paint им известны. Бывает, что ученики хорошо знают некоторые графические редакторы.

Раньше, конечно, такого не было. В школе когда‑то было семь компьютеров УКНЦ (учебный компьютер научного центра. — Прим. ред.). В 2002 году завезли новые. Часть из них ещё в деле, мы их распределили по кабинетам, по «Точке роста» получили мобильный класс.

Сейчас у детей телефон как компьютер, и его возможности иногда превосходят программное обеспечение, которое мы используем на уроках.

О программировании

— Раньше мы учились программировать на Basic, потом плавно перешли на Pascal. Это хороший язык для обучения — он структурированный, приучает ученика к порядку. С переходом на «Точку роста» мы включили в учебный план Scratch c 7-го класса. 8–11-е классы уже работают на Python. Они легко его осваивают, быстро учатся. Даже на летнюю смену в школьный лагерь было предложение создать профильную группу по «питону» для 6–8-х классов.

В прошлом году в нашей школе работал проект «Сберкампус», реализовали его благодаря гранту. Две недели активно работали по робототехнике, на занятия приезжали ребята со всего района. Успели обучить 100 человек.

Программирование приучает к логическому мышлению, и когда в жизни дети сталкиваются с определённой задачей, то начинают выстраивать цепочку действий, чтобы достичь конечного результата.

Ветвление, линейный, циклический алгоритмы постоянно используют в жизни в скрытой форме. Но когда ребята изучают их на блок-схемах, умеют писать программы, то чётко могут разложить простое действие на мелкие составляющие.

Мы начинаем программирование с того, что я прошу учеников перечислить действия робота, который подошёл к двери и хочет зайти в кабинет. Что он должен сделать: протянуть руку, взяться за ручку, повернуть по часовой стрелке, потянуть на себя, зайти… А если дверь не открылась? Дети понимают, что и робот, и компьютер — «существо», которое нужно научить действовать. Для нас открыть дверь — обычное действие, а для робота надо расписать всё досконально.

В дальнейшем такой подход поможет решать задачи по математике. За программированием будущее.

Об информатике с начальной школы

— Моя дочка в этом году окончила первый класс. В планшете и телефоне она ориентируется не хуже меня: подключиться к Wi-Fi, открыть сайт, найти что‑то на YouTube — современные дети готовы учиться.

Но важно помнить, сколько ребёнку можно находиться за планшетом и компьютером, грамотно организовывать день, чтобы переключаться с одного вида работы на другой.

Сейчас практически ни один учитель не ведёт уроки без компьютера, проектора и т. д. Это норма.

О запросах от учеников

— Большой спрос идёт на презентации. Ученики просят научить их делать качественные работы. Не примитивное перелистывание слайдов, а интерактивные презентации, где используют триггеры. Для ребят сегодня это актуально, им интересно.

Программирование в Scratch интуитивно понятно, на русском языке, и дети с удовольствием в нём работают. Делаем вначале мультики, затем игровые программы наподобие «Кошки-мышки».

Очень большой спрос на роботов и на виртуальную реальность. Пользуемся бесплатными возможностями, можем «путешествовать» по миру, посмотреть Эйфелеву башню, а можем гулять по нашей Ивне. Но было бы хорошо, если бы выделяли финансирование на платные сценарии.

О цифровом мире

— Мы живём в цифровом мире. Практически всё переводят в цифру: трудовые книжки, голосование, школьные дневники. Тракторист и тот работает с помощью компьютера.

С детьми недавно писали проект по информатизации сельского хозяйства и пришли к выводу, что уже нужны не рабочие, а операторы. Они будут дистанционно управлять станком, трактором, дронами. Сейчас дронов используют для посадки семян, опрыскивания растений.

Без информатики дальше никак нельзя. Чтобы ребёнок после школы успешно адаптировался в цифровом мире, ему нужны стартовые навыки. Чем раньше он научится, тем легче будет идти адаптация.

Я ездил в Москву на слёт сельских учителей. Перед нами выступали представители Иркутской области. У них есть труднодоступные места, и если учитель заболел и урок вести некому, то школу подключают к районной базе и оттуда ведут урок для детей. Я думаю, что у нас в регионе будет работать подобное цифровое образовательное поле. Учителя, специалисты с большой буквы, будут давать уроки, и ими смогут пользоваться дети со всей области.

Почему решил учить цифре

— С детства я мечтал стать агрономом-плодоовощеводом. Собирался поступать в сельскохозяйственный университет, готовился. В школе, где я учился, директором был физик, а нашим классным руководителем — математик. Они посоветовали мне поехать на день открытых дверей в педагогический институт. Впервые там увидел компьютер: персональный БК — маленький, чёрно-белый, «Ямаху» (комплект учебной вычислительной техники. — Прим. авт.). Это был 1989 год.

Нас посадили, мы попробовали поработать с ними. И всё, куда делась мечта детства? Не знаю. Я не пожалел, что выбрал именно эту профессию!

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество1 мая , 10:53
Вячеслав Гладков поздравил белгородцев с Первомаем
Материал
Общество27 апреля , 00:45
Белгородский губернатор рассказал об инициативах 10 победителей проекта «Ты в деле»
Материал
Общество26 апреля , 12:02
Малые и средние предприниматели Белгородской области получили валовый доход в 322 млрд рублей