Local Logo
Новости Ивнянского района Белгородской области
102.58
+1.90$
107.43
+1.35
+7 °С, дождь
Белгород

Александр Чупахин: учитель – это не только профессия, это подвижничество, талант души.

3 октября 2018, 10:40Спорт
Фото: Виктория Тихонова

В преддверии профессионального праздника директор Курасовской школы рассказал о командировке в Японию и поделился планами на будущее.

Газета «Родина» с 2015 года регулярно освещала творческий путь учителя математики из села Курасовка Александра Чупахина. Позади международный профессиональный конкурс, в котором принял участие Александр Валентинович. Затем был следующий этап – летом прошлого года по контракту семья Чупахиных отправилась в Японию. Там Александр Валентинович с супругой Раисой Павловной и сыном Виталием прожили год, работая преподавателями в русскоязычной школе в Токио при посольстве России в Японии. Этим летом они вернулись домой и в преддверии Дня учителя ответили на наши вопросы.

 — Поделитесь вашими впечатлениями о поездке и о Стране восходящего солнца в целом.

 — Толерантность по отношению к другим нациям и народам, доброжелательность, стремление помочь, огромное количество не только буддистских храмов, но и других конфессий – все это отличает японцев. При этом страна продолжает оставаться закрытой. Товары, произведённые в Японии, стоят намного дороже остальных. Японцы очень приближены к природе, любят и заботятся о животных, брошенных четвероногих. Благодаря здоровому образу жизни, правильному питанию японцы очень хорошо выглядят, много трудятся до самого преклонного возраста. Этот народ очень любит праздники, ценит свои традиции. В любом районе в любое время можно встретить людей (чаще женщин) в национальной японской одежде.

Все школьники и дети детских садов в Японии должны носить форму для рабочего настроя и сплочения. В японских школах нет кабинетной системы. Типичный японский класс состоит из 30–40 человек. Занятия заканчиваются поздно — обычно в 17 часов. В субботу и даже в воскресенье дети могут проходить тестирование. Для удобства работающих родителей в Токио имеются учреждения, похожие на российскую группу продленного дня, где ученик готовит уроки, обедает. Довольно часто на улице можно видеть семью в одинаковой одежде, что символизирует сплоченность семьи.

— Расскажите немного о школе, в которой Вы с супругой работали.

— Мы работали в русскоязычной школе с углубленным изучением иностранного языка при посольстве России в Японии — это такая же российская школа, только здесь кроме очной формы обучения существует заочная и очно-заочная форма. Дети здесь учатся с большим желанием и интересом, сдают ОГЭ и ЕГЭ. К примеру, в прошлом учебном году из 10 выпускников на ЕГЭ по математике 7 человек получили оценку «5», 2 человека – «4», из них 1 ученику не хватило 1 балла до оценки «5», 1 человек — «3» (не хватило 1 балла до оценки «4»). Два выпускника школы при Посольстве России в Японии получили золотые медали «За особые успехи в учении» и аттестаты с отличием, один из них — наш сын Виталий.

— Какое образование, на Ваш взгляд, фундаментальнее: советское, российское, японское?

— Как известно, советское образование всегда ценилось. Российское образование является последователем советского образования. Конечно, как и любая образовательная система, японская тоже имеет свои плюсы и минусы. К неоспоримым преимуществам можно отнести престижность на мировой арене, высокий уровень получаемых знаний, гарантированное последующее трудоустройство. Минус же, пожалуй, у неё один – очень высокая цена.
Япония не случайно считается одной из самых развитых стран мира. Действительно, она занимает третье место по масштабам промышленного производства и валовому внутреннему продукту. Здесь самая высокая продолжительность жизни. Фабрики, клиники, курорты, а также школы и университеты Японии ежегодно входят в мировые рейтинги.

В Стране восходящего солнца образование – это одна из первых и главных целей в жизни. Именно оно определяет будущее человека. Система образования в Японии почти не изменилась с VI века. Учиться жители Японии начинают практически с пелёнок. Сначала им родители прививают манеры, правила поведения, учат основам счёта и чтения. Дальше ясли, детский сад, младшая, средняя и старшие школы. После них университеты, колледжи или школы специальной профессиональной подготовки. Если соединить три образования воедино, то получится фундаментальное образование.

Школьное образование в Японии составляет 12 лет. В 9 классе интенсивно ведется профориентационная работа. Детям предлагается несколько мест на выбор, где они могли бы поработать (кафе, почта и др.). По желанию ученик выбирает место и в течение двух недель там работает, если не нравится, то можно сменить место работы. Таким образом, еще обучаясь в школе, многие японцы приобретают полезный опыт и зарабатывают карманные деньги. Получение высшего образования не является самоцелью.

— Что стоит на первом месте в Японии – образование или воспитание?

— Япония во многих аспектах развития общества идет впереди планеты всей: в технологиях, инновациях, культуре, искусстве. Сами японцы уверенны, что залог успеха – хорошее воспитание и образование, поэтому существенный акцент делают именно на них. Маленькие японцы начинают учиться с ранних лет. Цель образования в Японии – не только дать ученикам знания, но и воспитать хороших людей, которые готовы перенимать многовековые традиции, уважать старших, продолжать дело предков, усердно трудиться и работать в команде.

Считается, что в первые три года обучения академические знания — это не самое главное. Акцент делается на воспитании: детей учат уважению к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиску истины, самоконтролю и бережному отношению к природе. Начало учебного года в Японии приходится на 1 апреля. Когда в большинстве стран дети заканчивают учёбу, японцы отмечают свое 1 сентября. Начало года совпадает с одним из самых красивых явлений — цветением сакуры. Так они настраиваются на возвышенный и серьёзный лад. Академический год состоит из трёх триместров: с 1 апреля по 20 июля, с 1 сентября по 26 декабря и с 7 января по 25 марта. Таким образом, японцы отдыхают 6 недель на летних каникулах и по 2 недели зимой и весной. 
В японских школах нет уборщиц, ребята сами убирают все помещения, включая коридоры и туалеты. Это учит уважению к своему труду, труду других людей и бережному отношению к окружающей среде. 

Следует отметить, что в учебных заведениях Японии есть помещения для приготовления пищи, но нет столовых. В школах готовят только стандартизированные обеды, которые дети съедают в классе вместе с другими учениками и учителем. В начальной и средней школе для ребят готовят специальные ланчи, меню которых разрабатывают не только повара, но и медицинские работники, чтобы еда была максимально здоровой и полезной.

— Удивлялись чему‑то и как часто?

— Удивляло очень многое, необычное для нас. Уже в начальных классах дети начинают посещать частные и подготовительные школы, чтобы попасть в хорошую среднюю, а потом и старшую школу. Занятия в таких местах проходят по вечерам, и в Японии очень типичное явление, когда в 9 часов вечера общественный транспорт заполняют дети, которые спешат домой после дополнительных занятий. Они занимаются даже по воскресеньям и на каникулах, учитывая, что в среднем школьный день длится от 6 до 8 часов. По статистике в Японии почти нет второгодников. 

Школьники должны выучить около 2500 символов (букв), чтобы иметь возможность читать и писать по‑японски. Они должны научиться читать и писать тремя различными способами: правильные японские иероглифы, японская версия китайских иероглифов и латинским алфавитом. Основными предметами в школах являются математика, японский язык, социальные науки, ремесло, музыка и физкультура. Уже в начальных классах должное внимание уделяется английскому языку. В Японии ходят на занятия и по субботам. Обычно учебный день проходит с 8:30 до 15:00. Школьники дополнительно изучают такие предметы, как здоровый образ жизни, информатику, мировую культуру, домоводство, а также традиционные японские искусства — каллиграфию и хайку (вид стихотворения).
В Японии нет такого понятия, как школьный автобус. Дети ходят пешком, ездят на велосипеде или на городском транспорте. 

— Лучшее, что хотелось бы перенять как лично, так и в плане работы, социума.

— Процент посещаемости занятий в японской школе составляет 99,99%. Такой статистике можно позавидовать. Сложно представить и одного человека, который ни разу в жизни не пропустил занятия в школе, а тут целая нация. Также японские школьники почти никогда не опаздывают на занятия. А более 90% учащихся всегда внимательно слушают учителя. Японскому школьнику некогда бродить по улицам в поисках развлечений. Правительство сделало всё возможное, чтобы оградить подрастающее поколение от влияния улицы, и эта затея у них действительно получилась. 

Клуб мероприятий – один из важных факторов японской школы. Большинство школ поощряют учеников принять участие в одном из двух клубов: спортивный (футбол, кендо, бейсбол, дзюдо, теннис, лёгкая атлетика, плавание, волейбол, регби) и клуб культуры (каллиграфия, математика, науки). Участники клубов встречаются после уроков и проводят совместно время. Во время каникул ученики посещают организованные школой экскурсии. Поездки проводятся не только в пределах страны, но и за её границами. После поездок каждый класс обязан предоставить стенгазету, в которой подробно изложит всё, что было в поездке.
Японские дети всегда заняты. Большинство школьных мероприятий учащиеся организовывают самостоятельно, без помощи учителей. Они приходят во взрослую жизнь уже полностью подготовленными, в этом и состоит главная особенность образования в Японии.

— Редакция «Родины» искренне поздравляет Вас с новой должностью директора Курасовской школы, а также Вы избраны главой Курасовского поселения. В связи с этим вопрос: какие новые веяния, формы работы, взятые с Востока и др. стран, постараетесь внедрить?

— Японцы всегда были и есть сторонники раннего и гармоничного развития. Хочу сказать, что ученики нашей школы в этом плане не отстают от японских. В нашей школе много лет действует научное общество учащихся, способствующее тому, чтобы каждый смог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. За счёт введения предметных кружков в средних классах по информатике, математике, русскому языку происходит расширенное и углубленное изучение отдельных тем. В этом учебном году в средних классах введены новые курсы внеурочной деятельности по различным направлениям, начиная от основных наук и заканчивая экономикой и краеведением

Вызвало восхищение у учащихся введение второго иностранного языка – французского, языка русской интеллигенции. В будущем планируем ввести в школе курсы японского языка. Моя ученица, выпускница 2018 года школы при посольстве России в Японии Карен Судзуки, полуяпонка (у нее отец – русский, мать – японка), по программе международного обмена приехала учиться в Москву. Она свободно владеет японским, английским и русским языками. Карен может с помощью дистанционных технологий и скайпа, проведения серии очных лекций познакомить курасовских школьников с азами японского языка, что, возможно, станет, изюминкой Курасовской школы. Но это пока в проекте.

— Если вновь позовет дорога, международные конкурсы, контракты, каким будет решение вашей семьи? Если да, то где бы хотели побывать, чему научиться?

— Мы сейчас не думаем об этом, хотя зарубежные коллеги приглашают в гости – мне выпала честь стать Почётным членом Международного клуба математики в Индии. Поступило предложение в марте 2019 года посетить Дубай, принять участие в международном учительском форуме. Получил предложение стать Послом в России Пакистанского фонда Foremost Foundation. Эта организация особое внимание уделяет бедным и нуждающимся студентам, предоставляя им бесплатное образование и стипендии. Как будет, что получится – время покажет.

— Лично для Вас в целом учитель сегодня – это…

— Учитель… Это прежде всего человек. Человек, ведущий за собой в мир знаний, понимающий ранимую детскую душу. Учитель – это не только профессия, это подвижничество, талант души, целиком отданный этому призванию. Учитель должен быть близок ученику, иначе нет учения. Быть светлым лучом, самому излучать свет, огнём зажигать молодые души – это должно стать призванием каждого учителя.

Быть учителем – ответственная, трудная задача. Педагог должен жить интересами детей. Лев Николаевич Толстой сказал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и родительскую любовь к ученикам, он — совершенный учитель». Учитель прикасается к вечности. Никто не может с точностью сказать, на каком этапе жизни заканчивается его влияние. Его благородная миссия сравнима с искусством, дарящим ученикам настоящее вдохновение и ведущим за собой к свету.
В канун Дня учителя хочу пожелать своим коллегам — курасовским педагогам и всему ивнянскому учительству — крепкого здоровья, неиссякаемого запаса душевных и физических сил, оптимизма, вдохновения и творческих успехов. Счастья, добра и благополучия вам и вашим близким, дорогие коллеги!

— Спасибо большое, Александр Валентинович, Раиса Павловна, что за три последних года вы не только показали, чего может достичь обычный творческий сельский учитель, но и подняли своим трудом имя страны, нашей малой родины на высокий международный уровень.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Сюжеты: Интервью
Авторы:Наталья Мотузова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество21 ноября , 14:44
Делегация из Белгородской области поучаствовала в международном форуме «Диалог о фейках 2.0»
Материал
Общество20 ноября , 09:48
Реабилитационный центр «Воскресение» единственный в регионе состоит в реестре поставщиков соцуслуг
Материал
Общество19 ноября , 22:12
«Формального подхода быть не должно»: Гладков раскритиковал проекты патриотического воспитания детей