Ивнянская районная станция юных натуралистов существует с 1985 года. «Родина» поговорила с директором Олесей Дегтярёвой, которая руководит учреждением с 2007 года. Накануне юбилея, она рассказала, о действующих проектах, любимых традициях и планах на будущее.
— Кто сейчас работает на станции юных натуралистов?
— Помимо меня непосредственно в здании станции юных натуралистов трудятся замдиректора и методист. Наши главные помощники — преподаватели географии, биологии и начальных классов в школах района. Они заключают договор со станцией и помимо своей основной работы ведут занятия с детьми по одной из программ.
— Каким направлениям уделяется внимание?
— Основных два: естественно-научное и художественное. Большая часть детей занимается по естественно-научному направлению. Там существуют дополнительные общеобразовательные программы «Мой край», «Экоша», «Юные друзья природы» и другие. Они рассчитаны в основном на детей от 6 до 9 лет. Но есть и проекты, рассчитанные на средний возраст школьников. Один из новых — «Агрошкола».
— В чём суть этого проекта?
— «Агрошкола» — новый формат дополнительного образования, в котором основной упор делается на профориентацию школьников в области сельского хозяйства. В новом учебном году у нас увеличится количество программ сельскохозяйственной направленности. Заработают творческие объединения «Цветоводство и декоративное растениеводство», «Овощеводство», «Пчеловодство», «Плодоводство». К нам в гости будут приходить специалисты управления сельского хозяйства, фермеры. Они проведут для детей встречи и экскурсии. В планах участие ребят в муниципальных и региональных исследовательских конкурсах и проектной деятельности.
— Как ребёнок и родители узнают, что есть cтанция юннатов и она предлагает вот такие занятия?
— Во‑первых, на нашем официальном сайте есть вкладка «Для родителей». Там перечислены все документы для зачисления ребёнка на определённое отделение. Во‑вторых, мы работаем через школы, это более распространённый способ. В каждой школе, где у нас пролицензированы адреса, работают наши педагоги. Это девять школ. Основных педагогов два. Каждый год набираем ещё около 20 совместителей. Они сами нацелены на то, чтобы заинтересовать детей и их родителей.
Программы рассчитаны на год, на два и на три. Мы каждый год либо переводим детей на следующую ступень обучения, либо отчисляем. В Белгороде у нас есть координирующий центр, эколого-биологический. Мы работаем с ними, они направляют нашу деятельность. Активно участвуем в конкурсах, семинарах, выставках, вебинарах, защищаем свои проекты. Работы наших воспитанников занимают ежегодно призовые места.
— Проблемы есть?
— Как и у всех. У нас слабая материально-техническая база. Дети не могут проводить исследования, с которыми можно выйти на высокий конкурсный уровень.
— А есть у вас какие‑нибудь традиции?
— Мы активно участвуем в акциях района. У нас сложилась традиция высаживать деревья и кустарники, например, «Сад памяти». Участвуем в муниципальном проекте «Создание школьных питомников». В школах выращиваем посадочный материал. Проводим трудовые десанты. Есть школьное лесничество на базе Песчанской школы «Хранители леса». Участвуем в областном проекте по орнитологии.
— Вы праздновали столетие юннатского движения?
— Да, в 2018 году мы отметили вековой юбилей в Белгороде, в зоопарке. Возили туда свою команду детей. Они там показывали мастер-класс.
— Чем на станции заняты сейчас?
— Мы сняли видео по нашей основной природоохранной деятельности. Отправили его на конкурс в область. Там отражены все сферы нашего участия в охране окружающей среды.
— Что бы вы хотели сказать в связи с юбилеем станции?
— В душе каждый человек по‑своему любит природу. И важно прилагать все силы, чтобы сохранить красоту и чистоту нашей малой родины. Начинать это делать необходимо с детства, поэтому у нашей станции важная миссия, которую мы с гордостью будем продолжать исполнять.
«Папы» юннатского движения в нашей стране – Борис Всесвятский и Иван Русаков. Всесвятский был московским учителем биологии, Русаков – детским врачом, образованным человеком и любил не только детей, но и природу.
В январе 1918 года состоялась встреча Русакова и Всесвятского, где они обсудили идею создания уникальной детской организации, где школьники изучали бы природу. И уже к июню 1918 года была создана первая в России станция юных любителей природы. 15 июня было официальное открытие, прошла первая организованная экскурсия и первое занятие с ребятами только что созданной станции.
Таким образом, 15 июня 1918 года считается началом юннатского движения в России. Юннатское движение настолько захватило страну, что станции и кружки юных натуралистов начали работать практически при каждой школе.