Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:46, 02 августа 2019
 161

Марина Захарчук: «Шупашкар, или что общего у Чувашии с Францией»

Марина Захарчук: «Шупашкар, или что общего у Чувашии с Францией»Фото: Архив Марины Захарчук
  • Письмо в редакцию

Жительница Ивнянского района поделилась впечатлениями от путешествия по Волге.

Отправляясь в путешествие по Волге, я опасалась, что мне будет трудно выдержать 8 дней пути. Да, конечно, экскурсии по городам – это здорово. Но всё остальное время? Я люблю любую воду, но не восемь же дней! И ещё боялась, что укачает. Ведь даже после ночи в поезде выходишь с немного кружащейся головой, а тут – теплоход. И книжки с собой взяла – читать в дороге.

Все опасения оказались напрасны! Книгу я читала только перед сном, лёжа в уютной каюте со всеми удобствами внутри неё. Потому что днём постоянно работало радио, слышное и в каюте, и на палубе. Корабельный диктор рассказывал, а чаще читал отрывки из воспоминаний писателей о тех местах, мимо которых мы плыли. К тому же день был заполнен мероприятиями на любой вкус, от аэробики до бесед о классических композиторах прошлого с исполнением их произведений на фортепиано. Я с удовольствием посещала эти музыкальные вечера, а днём нас ждала баянистка, с которой мы пели знакомые старые песни, а в прощальном концерте (на теплоходе работала бригада профессиональных артистов и концерты были каждый вечер) даже исполнила с баянисткой Татьяной Ниловной дуэтом старинный романс… 

Марина Захарчук: «Шупашкар, или что общего у Чувашии с Францией» - Изображение Фото: Архив Марины Захарчук

«Качало» не больше, чем в собственном доме, и только когда заходили в шлюзы, ощущались небольшие толчки: это под кораблём, загнанным в бетонное стойло, искусственно повышали или понижали уровень воды при переходе из реки в водохранилище и обратно. Первый такой переход (всего их было 6) случился в первый же день поздно вечером при подходе к Тольятти. Я стояла на палубе, с восторгом любуясь разноцветьем светофоров, полетом чаек в свете прожекторов и мощью бетонного сооружения, стены которого уходили всё выше (воду понижали), скрывая теплоход в своем нутре. А уже на следующий день наблюдала ту же картину при солнечном свете. Из облепивших корабль почти вплотную стен хлестала вода, впереди высились закрытые ворота, постепенно погружаясь в наполняющийся бассейн. Ещё миг – и они полностью скрылись под водой. Красный огонек светофора сменился зеленым – значит, кто‑то невидимый в высоких боковых башнях открыл ворота шлюза. Тронулись! Впереди – Чебоксары, столица Чувашии.

Марина Захарчук: «Шупашкар, или что общего у Чувашии с Францией» - Изображение Фото: Архив Марины Захарчук

Ещё при подходе к пристани поражает обилие православных храмов, некоторые стоят у самой воды. Оказывается, до недавнего времени здесь жили в основном русские. Город Чебоксары, основанный в 1469 году, вошел в состав Московского княжества при царе Иване Грозном. Если верить множеству картин, фресок, барельефов, находящихся в Чебоксарах, в том числе и в здании городской администрации, произошло это добровольно (в отличие от Казани, которую Грозный царь брал боями и осадой). На всех произведениях искусства чувашские представители жмут руку московскому царю, выражая готовность войти в состав его княжества.

Императрица Екатерина II, совершая поездку по селениям Поволжья, отметила, что Чебоксары «во всём лучше Нижнего Новгорода». Этой похвалой монаршей особы горожане гордятся до сих пор, а на набережной стоит памятник-бюст Екатерине.

Столицей Чувашии Чебоксары стали в начале 1920-х годов, но жили в городе, как я уже отметила, в основном русские. И только пару десятилетий назад город начал приобретать национальное лицо. На зеленом берегу красуется видная издалека с воды надпись: «ШУПАШКАР» — так звучит название города по‑чувашски. А на берегу нас встречают местные артисты в национальных костюмах, приветствуя на русском, чувашском, английском и даже японском языках. Они рассказывают о символике на гербе Чебоксар, поют песни и угощают конфетами со знаменитой местной кондитерской фабрики. После возвращения на теплоход вес его увеличился – все туристы накупили подарочные конфетные наборы, а также по несколько бутылочек чебоксарского бальзама: настоянный на 19-ти травах, он по вкусу не уступает знаменитому рижскому.

И вот уже едем на обзорную экскурсию по городу. Первая остановка – у 40-метрового памятника Матери-Покровительнице чувашского народа. Величественный монумент возвышается над Волгой и привлекает туристов. Здесь можно сфотографироваться в национальных одеждах.

…С высокой смотровой площадки, на которой останавливается наш автобус, город виден, как говорится, с высоты птичьего полета. Раскинувшийся на высоких холмах и в низинах у Волги, он напоминает Белгород, только, конечно, много больше и значительнее, с высотными зданиями и многочисленными памятниками. Есть здесь, так же, как в Самаре, откуда началось наше плавание, памятник Чапаеву на высоком постаменте, есть и чапаевский музей – ведь Чебоксары, а точнее деревня Будайка, которая давно вошла в черту города, — родина этого известного красного командира. Так же, как и родина космонавта Андрияна Николаева (памятник ему находится на одной из центральных улиц). Но мы с моей спутницей, заместителем редактора самарской православной газеты «Благовест», не пошли в музей Чапаева: слишком хорошо известно нам сегодня, как жестоко расправлялся с людьми, в том числе и с мирными жителями, этот борец за новую жизнь. Прогулявшись по бульвару и посидев на стуле с героями «12-ти стульев» (чебоксарцы, так же, как и козьмодемьянцы, считают, что часть действия знаменитого романа происходила в их городе), мы оставили нашу группу и спустились к Волге — туда, где у самой воды мирно раскинулся мужской монастырь, утешая взор утомленного жарой путника мягким зеленым окрасом куполов. Зелёным – значит в честь Святой Троицы.

Он был основан в царствование все того же Иоанна Грозного архиепископом Казанским Гурием. В указе царя владыке Гурию отмечалось: «… поганые в веру обращати – то есть долг всех вас». И в 1566 году началось строительство Троицкого монастыря. Царь пожаловал монастырю пахотные земли, сенокосы, леса. Чтобы было, кому все эти угодья обрабатывать, построили монастырские деревни. Казалось бы – полное благоденствие. Но в 1609 году монастырь был сожжен и разорен. Настоятель игумен Геласий был убит повстанцами – сброшен с монастырской колокольни. В челобитной царю келарь монастыря Исаия писал: «… как де в смутные годы, кузьмодемьянские стрельцы и с чювашею и с черемисою город Чебоксары взяли, и игумена де их Галасья з башни убили до смерти».

И только во время царствования Екатерины II (которая, к слову, закрыла многие монастыри в России), после посещения ею Чебоксар и Троицкого монастыря началось постепенное его восстановление.

Ну а дальше – Октябрьская революция1917 года. Надо ли продолжать? Вначале под предлогом помощи голодающим у монастыря были отобраны все ценности, а в 1925 году новой властью принимается решение о сносе колокольни, а затем и монастырских стен. И только острая нужда в помещениях уберегла от разрушения монастырские храмы и кельи. До 1980-х годов в них находились квартиры горожан и облсовет по туризму.

В 1992 году здания монастыря вернули Церкви.

Марина Захарчук: «Шупашкар, или что общего у Чувашии с Францией» - Изображение Фото: Архив Марины Захарчук

Сегодня здесь ухоженная, уютная территория, красивые храмы, в главном из которых, Троицком соборе, находится необычная икона святителя Николая: привычный образ, написанный на доске, продолжают… священнические ризы, делая облик любимого всеми православными людьми святого живым и близким прихожанам храма.

Марина Захарчук: «Шупашкар, или что общего у Чувашии с Францией» - Изображение Фото: Архив Марины Захарчук

К сожалению, в дневные часы, когда нам выпало посетить Троицкий монастырь, мы не смогли повидать его настоятеля. Но от моей подруги-спутницы я знала, что возглавляет его… француз, архимандрит Василий (Паскье). Его имя по паспорту – Пьер Мари Даниэль. В 1980 году он принял католический постриг с именем Базиль и жил в униатском монастыре в Иерусалиме. И быть бы ему до конца дней, подобно герою оперы «Севильский цирюльник», доном Базилио, если бы… Хотела написать «если бы не русские паломники», но нет, конечно же, нет. Если бы не Господь. Ведь это Он призывает человека на служение Себе, а уж дальнейшее зависит от самого человека. Да, в Иерусалиме всегда много русских паломников. Беседы с ними во многом помогли Базилю увидеть заблуждения и ересь католицизма. В 1994 году в Москве состоялось присоединение к православию иеродиакона Василия (так по‑русски звучит имя Базиль). Затем – рукоположение в иеромонахи, настоятельство в нескольких храмах и монастырях. А с 2009 года архимандрит Василий (Паскье) назначен на должность наместника Свято-Троицкого монастыря г. Чебоксары. Такая вот удивительная судьба.

Не хочется покидать прохладный Троицкий храм, но время торопит. Точно в назначенный час из репродукторов нашего теплохода раздаётся «Прощание славянки» (мы всегда отчаливали под этот марш) и наш «Сергей Кучкин» медленно удаляется от причала. Уже сегодня нас ждёт другая республика, Марий-Эл, и её маленький городок Козьмодемьянск.

Марина Захарчук

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×