Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:47, 11 ноября 2020
 Елена Мельникова 354

Тайна фиолетового леса. Зачем в ивнянском детском саду коробки-мирилки и подушки-плакучки

Корреспонденты районной газеты побывали в «Родничке» села Верхопенье.

«Глебушка, ты построил мостик для мишки? Нужно проводить его домой в берлогу», — дала задание воспитатель. Маленький Глеб кивает головой и показывает: вот же он, мостик. И вот так можно мишку по нему провести — берёт фетровую фигурку Топтыгина и «топает» ею по мостику.

Воспитатель довольна: мальчик сделал всё правильно. Можно давать новое задание: утеплить норку для ёжика. И Глеб начинает передвигать листочки, чтобы сделать норку тёплой и удобной. Это не просто игра. А важная часть развивающих занятий для малышей, которые проводят в Верхопенском детском саду «Родничок».

Сказочные лабиринты

Воспитатель Наталия Василенко внимательно следит, как ребята выполняют задания, и подсказывает, куда и как можно передвигать фигурки. На одном из обучающих семинаров она увидела, как её коллеги работают по методике Вячеслава Воскобовича (автора многих развивающих игр для дошкольников) «Сказочный лабиринт игры». Она основана на развивающей среде «Фиолетовый лес». Это огромное панно, разделённое на зоны. В каждой зоне используются предметы разной формы, текстуры и цвета. Фиолетовый цвет принципиален: он активирует мышление и воображение. Дети, выполняя задания, не просто перемещают фигурки в «Фиолетовом лесу» — они учатся принимать решения, придумывать истории, творчески мыслить.

Первый «Фиолетовый лес» детсад купил. Но воспитатели — люди творческие и уже придумали, как можно сделать ещё один такой же. Главное — понять принцип его работы, а создать такую развивающую среду можно в любом детском саду или в детской комнате квартиры.

«Такие занятия хорошо подходят для детей с особенностями здоровья. При перемещении фигурок развивается мелкая моторика, концентрируется внимание, развивается память», — отметила Наталия Василенко.

Помощь «особенным» детям

В детский сад ходят трое ребят с особенностями здоровья. В основном — с задержкой речевого развития. С ними занимаются логопед и педагог-психолог. В прошлом году в школу пошли четверо выпускников детсада, у которых речевые нарушения удалось скорректировать. Проблем с учёбой у них нет. Был один ребёнок с тяжёлой умственной отсталостью — с помощью постоянных корректирующих занятий он начал реагировать на речь, понимать педагогов.

Непростая доска

Ещё одна гордость детского сада — бизиборды. Они стоят и на улице, на площадках для прогулок, и в комнатах для занятий, и в других помещениях внутри детсада.

Бизиборд — это развивающая доска или стенд, которые сначала использовались на занятиях по методике Марии Монтессори. На обычной доске закреплены, в общем‑то, обычные предметы — замочки, шнуровки, застёжки-молнии, штепсельные вилки, диск телефона, липучки, всякие кнопки, рычажки и т.  д. Всё, что можно потрогать, подвигать, открыть и закрыть. Играя с бизибордом, ребёнок учится взаимодействовать с этими предметами (например, зашнуровывать ботинок или вставлять ключик в замок), получая необходимые в повседневной жизни навыки. А ещё развивает координацию, мелкую моторику, воображение. В общем, бизиборд — отличная находка для педагогов, родителей и для любопытных малышей.

Кстати, самый простой бизиборд можно сделать самому. Главное — надёжно закрепить на доске предметы, чтобы малыши не поранились.

Доброжелательный детсад

Региональную стратегию «Доброжелательная школа», которая предполагает и «Доброжелательный детский сад», в Верхопенье приняли всей душой. А каким же ещё должен быть детский сад? Только доброжелательным к детям!

«Доброжелательное пространство начинается в детском саду и выходит на территорию. Занятия на улице проводим по программам „Выходи играть во двор!“ и „Здравствуй, мир Белогорья!“. Площадки у нас хорошо оборудованы для разных игр», — рассказала старший воспитатель Валентина Шабалина.

Наталия Василенко в своей группе устроила «островок доброжелательности». Она объяснила, иногда дети приходят в детский сад с плохим настроением. Им ни играть, ни общаться не хочется. И педагоги сделали в спальне уголок уединения — там можно посидеть, погрустить, а когда настроение наладится — присоединиться к остальным детям.

Уголок уединения

В группе Наталии Василенко детям комфортно. Если пришёл в детский сад грустный, с плохим настроением — можно посидеть в уголке уединения, который оборудован в спальне. Свою детскую печаль можно выплакать в подушку-плакучку. Если поссорился с другом, поможет коробка-мирилка. Обычный картонный короб, в котором с двух сторон прорезаны круглые дырочки для рук. Ребята, которым нужно помириться, просовывают руки в эти отверстия и внутри коробки пожимают друг другу ладошки. При этом обязательно нужно вместе произнести «мирилку». Либо привычное «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…». Либо: «Мир, любовь, конфеты, ссоры больше нету!».

Ну а если эмоции переполняют и некуда их выплеснуть — вот, пожалуйста, стаканчик для крика. Прокричал всё, о чём душа болит, в стаканчик, запечатал его — и всё, крик «закрыт», и негативные эмоции ушли. Все эти нехитрые, но очень нужные для детской жизни приспособления воспитатели сделали сами из подручных материалов. Например, стаканчик для крика — из обычного картонного стакана с крышкой, в котором продают кофе. Осталось только нарисовать «крик» — вот тебе и важный для эмоциональной разрядки детей атрибут.

Просто космос!

А какой в Верхопенском детском саду «Центр космоса»! Здесь есть даже пульт управления полётом — малыши могут с помощью кнопок и рычажков «запускать» космические корабли. На стенах — портреты космонавтов, изображения планет Солнечной системы, вся комната расписана космическими сюжетами. Так, играя и даже просто рассматривая стены, ребята получают первоначальные знания о Солнечной системе и планете Земля. Космическую зону помогли обустроить родители. Как и некоторые другие образовательные зоны.

К слову, «космическое» оформление есть во многих детсадах Ивнянского района. Здесь вообще функциональному образовательному пространству уделяют много внимания. У «Родничка» есть своя группа в соцсети «ВКонтакте», где можно посмотреть сюжеты о жизни детсада, а также познакомиться с педагогическими изюминками, которые используют воспитатели.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×