Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер вакцинация
09:34, 13 сентября 2021

Гайдар, звёзды и кино. Какой след оставила ивнянская земля в судьбе детского писателя

Гайдар, звёзды и кино. Какой след оставила ивнянская земля в судьбе детского писателяФото: pixabay.com
  • Статья

В районном центре он проживал весной 1934 года.

«Кричат грачи»

Известный детский писатель Аркадий Гайдар (Голиков) посетил наш район в середине тридцатых годов прошлого века. Здесь, в тени ивовых ветвей, он отдыхал вместе с сыном.

«Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Голубая чашка»… Сегодня немногие дети знакомы с произведениями Гайдара, которые воспитали не одно поколение. Случайно или нет, однако глубоко нравственные, патриотичные рассказы и повести автора исключены из ряда современных программ по чтению и литературе. А жаль. Ведь его герои — смелые, умные, отважные, милосердные и в мирное время, и на передовой. Не случайно читатели Гайдара оставили в майские дни 45-го на стене рейхстага надпись: «Гайдара нет — тимуровцы в Берлине».

Своими героями писатель выбирал самых обычных людей, таких же простых, как он сам. Как мы с вами. Известно, что весной 1934-го Аркадий Петрович приезжал в Ивню, где в это время жили его бывшая жена Лия Соломянская и сын Тимур. Он сошёл на станции Ржава с московского поезда и отправил открытку в столицу детской поэтессе Анне Трофимовой:

«Слез на маленькой станции, кругом удивительная тишина, солнце и весна. Сухо! Кричат грачи — и, кажется, впервые за очень долгое время я себя чувствую совсем хорошо».

В конце дата — 26 марта. С 26 марта до середины мая 1934 года Гайдар жил и работал в посёлке. Лия Лазаревна была направлена в Ивнянский район по партийной мобилизации и с 1933-го по 1935 год работала в Ивне редактором многотиражной газеты политотдела Ивнянской МТС «За урожай» и ответственным редактором районной газеты «Ленинский путь». Тимур учился в начальных классах Ивнянской школы (семилетки).

В графских развалинах

Из документальной повести Бориса Осыкова «Ивнянская весна» можно узнать, что предшествовало поездке и как писатель добирался до Ивни:

«Обоянский поезд тащится медленно, отчаянно скрипя ветхими дощатыми стенами вагонов и часто останавливаясь. В Обояни — новое препятствие: до Ивни никакой транспорт не ходит. И Гайдар, побродив по площади вокруг большого, под зелёным шлемом собора в поисках попутной машины или повозки, отправляется пешком.

…Гайдар постоял на перепутье. А когда зашагал по дороге на Ивню, почти сразу приметил у обочины, под кустами, синеголовый подснежник. Хрупкий цветок тугой стрелкой пронзил почернелую ледяную корку. Гайдар поднимает голову и, удивлённый, всматривается во что‑то меж кустов: дым не дым, свет не свет. Он делает несколько осторожных шагов и замирает, восхищённый: на тенистой поляне и дальше меж тонких стволов из‑за сплошной сини не видно прошлогодней листвы.

С небольшим букетиком Гайдар продолжает путь…».

Дорога заведёт путника на полевой стан сельхозартели имени Будённого. Он познакомится с настоящими тружениками, о которых будет писать. Только на следующий день придёт в Ивню. Аркадий Петрович поселится на втором этаже двухэтажного дома на ул. Куцорёвка (ул. Гайдара, 16), бывшем северном флигеле графской усадьбы.

Кораблик с мотором

Когда были готовы кусочки «Синих звёзд», он садился на лошадь, добирался до Обояни, откуда отправлял страницы повести другу Бобу Ивантеру, редактору журнала «Пионер».

Неоспоримым свидетельством являются воспоминания жителя Ивни Николая Никитина. Статья из газеты «Родина» от 12.06.2004 года «Тимур, ты зачем курицу украл?» повествует о том, как отец наставлял Тимура не брать без разрешения чужое, не запирать в неволю птицу, которой важна свобода.

Отец и сын весело проводили время на ивнянской природе. Гуляли и играли на пруду в морской бой, запускали кораблик с мотором, который отец привёз из столицы. По ночам Гайдар купался в водах под синими звёздами… Он был определённо счастлив. Уединялся в домике лес­ника (не сохранился, установлен памятный камень), забирался на крышу и писал свои «Синие звёзды». Он закончил их вторую часть и вновь обратился к начатой ранее «Военной тайне».

Тесно общался с верхопенским начполитом Семёном Ивочкиным, свежие новости — от него. Заходил автор и в редакцию ивнянской многотиражки. В длинном двухэтажном доме некогда жившего здесь графского управляющего размещался политотдел. В одной из комнат — редакция газеты «За урожай». Старенькие столы, но везде порядок, чисто и убрано. Штат газеты — три женщины. Многотиражка — маленькая, в четверть обычного газетного листа, выходит раз в неделю. Такой увидел газету Ивни известный писатель. Почитав её, он сделал заметку в дневнике: «Важное постановление о льготах единоличникам, вступающим на работу в совхозы». Понаблюдав за работой, увидел, как сложно им справляться втроём, и по­обещал через два дня фельетон о колхозе имени Будённого. Работал он много. Спешил.

«Живу в лесу, — писал Гайдар в Москву, — в старом разваленном доме графа Клейнмихеля. Работаю. Вчера дёрнулся вниз головой с седла. А в общем, тишина, покой и никаких бурь в стакане воды…».

Ивня помогла писателю многое увидеть по‑иному, рассмотреть сельскую жизнь, быт колхозника, проблемы дальних уголков страны. Всё это нашло отражение в творчестве автора, его книгах.

Фильмы о мужестве и доброте

Сегодня время пестрит картинками и чаще предлагает живое видео, чем книгу. Произведения Аркадия Гайдара уже давно начали свой путь в кино. Хотя первый блин был комом. Немой фильм «Будьте такими», снятый в 1930 году по мотивам повести «РВС», вызвал негативный отклик автора: «Если тебе случится встретить афишу, приглашающую в кино на фильм «Будьте такими», то плюнь и пройди мимо, ибо фильм этот не что иное, как обезображенный режиссёром мой рассказ «Р.В.С.».

Однако дальнейшие попытки экранизировать произведения Гайдара были достаточно успешными, а отдельные — лучшими среди детских фильмов. С 1937-го по 1987-й советские режиссёры не забывали детского писателя и снимали по его творениям киноленты.

Самые, пожалуй, популярные — «Бумбараш» и «Тимур и его команда». Примечательно, что не­оконченную повесть «Бумбараш» опубликовали только через десятилетие после гибели писателя, а начальное название второй повести звучало как «Дункан и его команда».

Советская детвора увлечённо смотрела фильмы «Судьба барабанщика», «Голубая чашка», «Чук и Гек», мультфильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Фильм «Тимур и его команда» 1976 года (вторая экранизация, первая в 1940 г. по сценарию автора) был снят режиссёрами Александром Бланком и Сергеем Линковым на Одесской киностудии. Он полюбился советской детворе, подросткам того времени, не имевшим в фильмотеке боевиков и увлекательных опасных приключений фэнтези. Сыгравший главную роль Тимура Антон Табаков сразу стал популярной телезвездой, кумиром юного поколения того времени.

Не менее популярным был вышедший в 1954 году фильм «Школа мужества» — первая режиссёрская работа Владимира Басова. Это экранизация повести «Школа» с Леонидом Харитоновым в главной роли и Роланом Быковым. Фильм занял в прокате десятое место.

Сегодня эти киноленты трудно найти в программе ТВ несмотря на немалый список каналов. На советских же двух для них всегда находилось место и время.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×