Супруги Зоя и Николай Лобынцевы вместе на двоих отработали почтальонами уже больше 20 лет. Всё время развозят почту и пенсии в ивнянских сёлах Ольховатка и Сафоновка. Но работа для них не просто опускание газеты в ящик — они помогают одиноким пенсионерам, доставляют продукты, измеряют давление, кормят, а когда и просто выслушивают.
Зоя Ильинична прожила с мужем в Ольховатке 44 года, вместе вырастили двоих сыновей, нянчат троих внуков и внучку. В 1978-м она приехала в Сафоновку по распределению, только окончив Красногвардейский сельхозтехникум. Работала ветфельдшером в колхозе, а Николай Иванович — трактористом, не раз подвозил девушку.
«Наверное, судьба такая. Глаза его привлекли, они были светло-голубые и добрые, сейчас, конечно, не всегда добрые, — смеётся она. — Замуж вышла, даже маме не сказав, страшно было. Может, потому что у меня жених был, я его из армии ждала и не дождалась. Тётя и дядя приезжали из Крыма на нашу с Николаем свадьбу. Они потом маме и рассказали всё, когда к ней в гости поехали. Мама ничего не сказала, но, конечно, обиделась».
Несколько профессий сменила Лобынцева. Была и главным ветфельдшером в колхозе, учётчиком, подменяла многих — работы хватало. Когда в 90-х колхоз распался, стала свекловичницей.
«Деньги не платили, давали продукцией. Пять мешков сахара, зерна три центнера заработаем, намелем муки и хлеб сами испечём. Корову держали, молоко своё, а так и есть было нечего и купить не за что», — вспоминает селянка.
Николай Иванович тогда с трактора пересел на КамАЗ, а сейчас уже 10 лет как трудится почтальоном. До этого столько же на почте отработала Зоя Ильинична, хоть и на пенсии сейчас, а всё с мужем развозит почту.
«Дети уже ругаются, хотят, чтобы мы бросили. А я привыкла, думаю: «Вот я уйду, кто на наше место пойдёт?» — делится Лобынцева.
Обслуживает семья почтальонов Ольховатку и большую часть Сафоновки, а переживают за каждого пожилого жителя.
«Раньше народу много было, а сейчас 50 % — одинокие старики, — говорит Зоя Ильинична. — Вот бабушка 90-летняя одна живёт. У неё все родственники в Харькове. Ей некуда деваться, а она уже заговаривается. Хожу к ней утром рано и вечером, кушать ношу и давление меряю. А она может разговаривать и вдруг: «А ты сегодня мою палку украла». Я не спорю, просто говорю: «Вечером принесу, прости».
Выручает Лобынцевых свой автомобиль, на нём они объезжают всю территорию, а пешком, признаются, не смогли бы. Зое Ильиничне уже 65 лет, мужу — 68, а до Сафоновки 3 км. Да и в Ольховатке дома разбросаны на большое расстояние.
«На мне 61 пенсионер, больше 100 человек просто рабочие. В Ольховатке только на улице Сельской 83 дома, на Луговой — 42, — подсчитывает с ходу почтальон. — Но не везде живут, много пустых, вот кучка домов заканчивается, а через 2 км живёт женщина с пятью детьми. Надо ехать».
Под 30 км за день наматывают с мужем, а до этого на велосипеде ездили. По её словам, раньше работали пять человек, только в Ольховатке двое почту носили, но жителей стало меньше.
«Почтальон для селян — это всё, они ждут нас. На чай приглашают, но некогда. Пока всё получу, разнесу — темнеет, — признаётся Лобынцева. — Разговаривать некогда, но если что-то надо, старики записочки готовят с названием лекарства или продуктов. Я им и уколы делаю, а зимой, когда дорогу заносит, хлеб, молоко покупаю. У нас магазина нет, из Сафоновки возим. Мне их просто жалко, думаю: «Ну сколько она проживёт без нас?».
Мы разговариваем с Зоей Ильиничной, сидя на лавочке перед домом, к нам тихо подходит чужая чёрно-рыжая собака.
«Вот животное умное, — обращает моё внимание Лобынцева. — Это ей хозяйка сказала: «Иди, зови», и она пришла ко мне. В 4 часа я должна у соседки по улице быть, давление мерить».
Собака трётся возле нас, обнюхивает, а Зоя Ильинична всё не идёт, отвечает на мои вопросы о работе почтальона. Тогда пёс не выдерживает и подаёт голос. Не агрессивно, а так, будто напоминает о своём присутствии. А Лобынцева гладит его и продолжает:
«Конфеты берут, лапшу, муку и порошок, пельмени заказывают — и такое есть на почте, — отвечает на мой удивлённый взгляд. — Если муж может, то довозит человеку, а потом возвращается ко мне. В почтальонской сумке около 1 тыс. рублей мелочью ношу. Из-за этого она такая тяжёлая, бывало, и до 15 кг доходило».
Разносят почту супруги во вторник, четверг и субботу. А 6-го числа каждого месяца раздают пенсию селянам. На работу едут к 12 часам дня, а возвращаются к 7 вечера.
«Можем четыре и пять часов объезжать всех, а когда пенсия, то все шесть. Пока всё не раздадим. Местной газеты «Родина» много, световой день короче зимой, могу всё и не успеть, — делится Зоя Ильинична. — В машине хорошо, но как-то мужа к следующему двору отправила, чтобы посигналил и хозяева выходили. А сама только зашла в дом пенсию отдать, выхожу — град, пока до машины добежала, вся вымокла. Зимой, пока Николай сидит в машине на дороге, я пробираюсь ко дворам по пояс в снегу — у стариков же почистить некому».
Успевают Лобынцевы и за 20 сотками огорода ухаживать, закрутки делать и хозяйство содержать. Встают в 4 утра, а к 6 часам уже бабушки ждут у себя.
«Есть готовлю им утром. Потом покормила, вёдра вынесла, давление померила, таблетки дала, — рассказывает Зоя Ильинична. — А бабушки ещё и разные все, одной блины надо напечь, другая манку будет, а третья — лапшу молочную. К каждой подход свой нужен. Когда выходной день выпадает, я бегом тесто сделаю, штук 100 вареников сразу леплю и замораживаю для своей семьи и стариков».
Больше всего Зоя Ильинична переживает за деньги, ведь для почтальона это самая большая ответственность, нужно всё правильно посчитать, отдать и ничего не перепутать.
«Однажды со мной случай был. Я пенсию отдала бабушке приезжей, ещё и двух часов не прошло, она бежит и кричит, что её обманули. Начала разбираться, — вспоминает Лобынцева. — Пошла с хозяйкой в дом ещё раз, объясняла, что отдала все деньги. Начала искать везде, половик подняла — нет, постель осмотрела — нет. А потом пальто её заметила. Оказывается, она деньги в рукавичку положила, а её в рукав засунула и забыла. Я тряхнула одежду, всё и выпало».
По словам почтальона, газеты и письма сегодня всё равно востребованы, хотя и не так, как раньше, когда на каждый праздник открытку отправляли. Сейчас в основном письма приходят от ГИБДД и судебных приставов. Так что без работы почтальон не останется и сегодня, в век электронной почты и переписок в соцсетях.
«Мы хотели до осени этой работать, — признаётся Зоя Ильинична. — А муж говорит: «Давай, что ли, ещё один год поработаем». Ну давай».