Вера Зинькова родилась в хуторе Горки Вознесеновского поселения в год ровной половинки прошлого века. Жила в барском доме на первом этаже. Кроме неё в семье ещё была старшая сестра по матери с разницей 10 лет. Родители имели федчёвские корни, ради заработка переехали в Горки, но рано разошлись. Мать Варвара Александровна Зинькова трудилась всю жизнь дояркой, свекловичницей, дома бывала редко, но успевала ухаживать за большим хозяйством, а там и дети подросли. С третьего класса девочка ходила помогать маме доить коров. За маленькой Верочкой присматривали живущие рядом бабушка, тётя и дядя.
В школу-четырёхлетку Вера пошла в Горках, а затем продолжила обучение в Вознесеновской. Закончила восьмилетку в 1966 году и была направлена в числе выпускников на сахарный завод, поселили в общежитии. На выходной она ездила домой. Первый её сахарный сезон прошёл в кагатчиках, ездила по полям и собирала остатки свёклы. Кроме того, вязала маты: привозили камыши, их работники связывали, ими укрывали обрызганные известью бурты с бураком в холодное время.
На следующий сезон Вера Зинькова была уже весовщиком на весовой в Ивне. Как раз та, что сегодня сохранилась, была именно её.
— Деньги начали получать с 1960 года, до этого начисляли родителям палочку. На неё давали зерно, продукты. Паспортов у нас не было, — вспоминает Вера Васильевна.
Затем от колхоза была направлена на строительство Стойленского ГОКа. Через полтора года девушка вернулась домой из-за болезни матери. Приехав на родину, устроилась работать на старом хлебозаводе, возле «Ивушки». Образования не требовали, показывали, как делать, — и трудились. Полностью ручная работа была нелёгкой, в несколько смен. Вера месила тесто, пекла хлеб. Жила у тётки на Владимировке (ивнянской), и ходила каждый раз через сад совхоза.
— Хлеба пекли много, по восемь оборотов делали. Когда построили новый хлебозавод, наша смена с мастером Надеждой Ивановной Ивановой была там первой. Дед Зябкин, что жил на Комарином, был тестомесом, — объясняет женщина. — Меня в новом здании поставили на делитель: дед замешивал тесто, хлеб подходил, подняли ёмкость, вывалили тесто на делитель, я здесь подставляю по три формочки, тесто накладывается в них, сколько положено, а потом они переставляются в шкаф, чтоб хлеб подходил. Затем отправляли формы в печь. Пекли хлеб серый, белый, булочки, бублики, делали ситро в ситроцехе. Получали за работу хорошо, к тому ж разрешали брать по пять буханок домой.
Трудилась наша героиня на хлебозаводе около трёх лет. По семейным обстоятельствам вынуждена была уйти. Знакомые позвали её в СМУ, переехала жить в ближайшее общежитие. Пройдя курсы на месте, через три месяца приобрела профессию «маляр-штукатур-плиточник». Отделывала перед сдачей дома, ряд домов на стадионе Ивни — её работа. Но и здесь она задержалась только на два года. Нужно было своё жильё.
Однажды ехала с рабочими в Богатое. Остановил машину на дороге парень, Василий Лихачёв, недавно из армии вернулся. Вера с ним вместе в школу ходила, дружила. И вот узнала старого знакомого.
— Привет, Верунь. Ты не замужем?
Ребята рядом ответили за неё. Они встречались всего два месяца после дембеля солдата. Как-то, выходя из машины и прощаясь, крикнул при всех: «Жди, со сватами приеду». Вера восприняла это за шутку. Но Василий после работы взял родных и поспешил в Горки. Просватали быстро, невеста согласилась.
В 1971-м, когда обоим было по 21 году, молодые поженились. Платье невеста заказала в местном КБО. Приехали к невесте, забрали её и поехали в старый сельсовет, там расписались. Свадьбу отметили одним днём в доме мужа, где уже ждали накрытые столы. Жили небогато, у обоих остались одни матери.
Вышла замуж, спустя время, получили дом от колхоза, завели хозяйство — большой огород, две коровы, телята, птица. Мяса тогда в магазинах сложно было купить.
— Мы тогда получали по 10 тонн зерна, всё шло на хозяйство. Платили хорошо, солому, силос, жом, зерно бери. Работай только, — рассказывает Вера Лихачёва.
А в 2021-м супруги Лихачёвы отметили золотую свадьбу. Пролетели годы, словно один день.
— Ни разу на меня не крикнул, не толкнул, не обозвал, всегда меня берёг, — не без гордости хвалится жена.
Высокий, статный, щедрый брюнет-красавец и милая, очаровательная светловолосая девушка с круглым личиком и тёплой улыбкой — такими они увидели друг друга, такими помнят их сердца. Василий ходил из Вознесеновки в Горки за шесть км, а потом Вера провожала любимого, боясь, что на парня нападут волки или кабаны (тогда вовсю бегали).
— Мы не расставались никогда, — заметил он.
Василий армейскую службу проходил с 3 мая 1969 года рядом с Бухенвальдом, в германском городе Веймаре. До этого в АТХ работал, свёклу возил на самосвале. В Германии служил на центральном узле связи фельдъегерской почтовой службы, развозил секретную почту. Ездил в Лейпциг, Потсдам, а также в воинскую часть контрразведки, где начинал службу лейтенантом Владимир Путин.
После службы и АТХ перешёл трудиться в родной колхоз имени XII съезда КПСС механизатором, потом закончил курсы мастеров-наладчиков в Новом Осколе, в колхозе поставили сразу мастером-наладчиком, на его попечении находились 40 человек и техника.
В 1977-м поступил в Корочанский сельхозтехникум на факультет «агрономия», закончил с красным дипломом. Василия забирали в Тимирязевскую академию, но он отказался из-за жены и двух детей. Отказался и от приглашения продолжить служить в Германии, выбрал труд на родной земле.
Дипломы открыли двери: коммунист Лихачёв продвигался по карьерной лестнице, в том числе по партийной линии. А жена во всём его поддерживала. Пришлось поработать на молокопункте, рядом с Верой. В колхозе было пять ферм, 15 тонн молока принимал, через сепаратор пропускали и в Москву, Белгород, в наши магазины. Ездил на К‑700 с погрузчиком, 9 лет грузил на нём, три района обслуживал на своей машине — Ивнянский, Обоянский, Медвенский.
— Жома было видимо-невидимо, ведь у нас в колхозе 15 тысяч голов крупного рогатого скота стояло, — сообщает Василий Васильевич. Имея отменный голос, он в своё время стал лауреатом IV международного конкурса самодеятельного творчества.
А что же наша героиня? Чтобы получить дом от колхоза, молодожёны переехали в Вознесеновку, жили временно у родителей мужа. Вера Лихачёва пошла на ферму — была острая нехватка доярок. Отправив дочь и сына к матери в Юдино (Горки с 1979-го опустели), она вышла дояркой и осталась верна этой тяжелейшей трудовой вахте до самой пенсии. Через её руки пропущены тонны молока, которое шло помимо Ивни в Белгород и Москву.
— Я 15 лет продоила руками. Тогда другие коровы были: сядешь доить, а в одно ведро не влазит молоко. Доишь, доишь... — вздыхает женщина, сложив измученные, скорёженные каторжной работой руки. — У нас было два цеха. В первом раньше аппараты дали. Доярок всех ходило 20 человек. На участке было два стада по 300 коров каждое. У нас самая молодая ферма. Молодёжи давали домики, и семьи оставались.
Когда появились аппараты доильные, немного легче стало, но в целом обслужить стада животных, провести должный уход — не хватало суток. Потом по болезни сердца её часто переводили на лёгкий труд: уборщицей в Доме культуры. В целом на ферме стаж Веры Васильевны — 40 лет. На ней получила серьёзную травму, подавая телёнка через борт машины.
Опытная доярка не раз ездила на машине с зоотехником в Москву в институт племобъединения в Ленинских Горках, выбирала племенных коров и привозила на ферму. В столице давали животных, которые им не нужны, но они были тельные, сильные. Везли на машине, в каждой по четверо животных, там же и кормили комбикормом, молоко сдаивали прямо на машине, чем удивили работников милиции Подмосковья.
Лихачёвы имели дома огромное хозяйство, огороды. Однако успевала сельская труженица и в хор вместе с мужем ходить, и выступать, и по ночам с юности до старости заниматься любимой вышивкой картин, как учила бабушка Наталья Фёдоровна.
Семья Лихачёвых вырастила двоих детей (старшая дочь Наталья и младший сын Пётр), двоих внуков и одного правнука. Вера и Василий Лихачёвы бережно хранят фотографии детства, своей школьной жизни, армейский альбом Василия Васильевича.
— Жизнь была интересная! Все 73 года, я и жена всю жизнь интересную прожили! — восхищённо говорит супруг.
За свой неустанный труд коммунистка, доярка колхоза имени XII съезда КПСС Вера Лихачёва огромное число грамот и благодарностей, особенно за высокие показатели в социалистическом соревновании. Так, за девять месяцев 1982 года Лихачёва признана победителем областного соцсоревнования среди молодых животноводов. Однако главной считает правительственную медаль «За трудовое отличие», которой награждена 16 января 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1983 года, когда прославленной доярке было 33 года. Вера Васильевна сдавала государству в год 4 000 кг на корову. Особо бережно хранит медаль своей мамы-труженицы, строившей железную дорогу в Обояни, награда была вручена в честь 50-летия Победы.
Веру Лихачёву премировали заграничной поездкой в Чехословакию на 24 дня. Вместе с группой ивнянских передовиков 30 человек женщина побывала в разных городах страны, познакомилась с достопримечательностями, неделю провела в Москве.
Видно, неслучайно судьба подарила нашей героине сильное имя — Вера. Эта сельская женщина 57 лет своей жизни (с 16-летнего возраста) кормила и поднимала свой народ: производила сахар и хлеб, сдавала новые дома, поила страну целебным молоком и его продуктами. При всём при этом так же самоотречённо создавала и кормила семью, рожала и поднимала детей, поддерживала и заменяла в быту мужа, умелыми руками творила красоту и обретала радость в народной песне. Поистине, Вера и Василий Лихачёвы — целая эпоха своего времени, история, сила, честь и совесть села.