Повенчанные дождём. Супружеская пара из Ивнянского района бережно хранит друг друга. Семья Матвеевых появилась в 1975 году и вот уже полсотни лет они живут под одной крышей, с одними заботами и тревогами, рука об руку, сердце с сердцем рядом.
С утра они спешили в сельсовет. Взявшись за руки, высокий стройный паренёк с белокурыми, почти золотистыми кудрями и маленькая, худенькая черноглазая девчонка с тёмной косой, в ситцевом платье в мелкий цветочек, вприпрыжку торопились на роспись. 6 июня 1975 года они решили стать мужем и женой. Их зарегистрировали быстро. С утра ещё накрапывал дождик, а к выходу молодых из здания на землю спустился настоящий летний ливень. Он со всей силы хлестал по листве, сельской дороге, быстро превращая её в кашу. Небо словно очищало молодожёнов, начисто смывая с них всё прошлое, благословляя на новую жизнь, вдвоём навсегда. К крыльцу подъехал грузовик. Из кабины им махал рукой отец жениха, и, обмытые тёплым шквалом воды, Лёня и Нина быстро запрыгнули в машину. Радостные, улыбающиеся, они словно светились, а на душе было весело-весело! Никогда потом в целой жизни они не чувствовали себя более счастливыми, беззаботными и более уверенными в том, что всё обязательно будет хорошо…
Матвеевых знают все в Новенском поселении и за его пределами. Коренные сельчане, их родители и предки всегда жили здесь. Здесь же родились, выросли и повстречали друг друга наши герои. И остались верными себе и родной земле.
Отец Алексея, Пётр Павлович, 40 лет проработал в колхозе шофёром. Мать, Екатерина Ильинична, прошла тысячи километров свекловичницей на колхозных полях, была звеньевой. В доме, где сегодня проживает Алексей Петрович с семьёй, жили его бабушка и дедушка. Родители — немногим дальше. Большую часть времени Алексей проводил в бабушкином доме, потому с детства звал её «мамка».
В семье колхозников Матвеевых росло четверо сыновей. Самый старший — Алексей, хотя все всегда его звали Лёней. Брат Юрий сейчас живёт в Грайвороне, Иван — в Нижнем Новгороде, младший Сергей обосновался на соседней улице в родном селе.
Недалеко от дома стояла небольшая начальная школа. Сюда мальчишка проходил четыре года, а с 5-го по 10-й классы учился в центре Новенького. Основное занятие у сельской детворы в то время было помогать родным и колхозу.
«В каждой семье держали хозяйство, как на ферме, не сравнить с нынешним днём. Раньше только коров в колхозе на частных дворах было около 700. В центре села — 180, по двум сторонам села — по 100 коров, и так везде. А сегодня кормилицу держат единицы», — вспоминает Матвеев.
После успешных трудовых будней в девятом классе старшеклассникам подарили путёвку на экскурсию в Киев. Алексей Петрович как сейчас помнит свой вояж в 1969 году на крытой грузовой машине. Его поразил своей красотой этот старинный город. Для себя решил: путешествовать — это здорово! Как нагадал — поездить ему в жизни довелось с лихвой.
После школы поступил в Шебекинский техникум на специальность техника-механика, а через две недели после обучения, в 1973 году, сельского паренька призвали отдавать армейский долг. Матвеев попал в военно-воздушные войска (ВДВ). Дембельский альбом о славных буднях солдата-десантника до сих пор бережно хранят в семье. Служить Алексею довелось в Тульской дивизии. Два года, как казалось потом, пролетели незаметно. Красавец-блондин в голубом берете, с погонами и заслуженными значками вернулся домой, к родным, землякам и к своей невесте.
Новенской девочке Нине Иванисовой довелось рано узнать, как зарабатывать на жизнь. Она росла в большой семье, где было семеро детей — четыре дочери и трое сыновей. Прасковья Афанасьевна и Фёдор Романович с раннего детства приучили детей всё уметь и вести хозяйство наравне со взрослыми.
А хозяйство Иванисовы держали очень немалое — прокормить девять человек в то время в селе надо постараться. Их предки в полной мере познали ужасы войны: мамин отец прошёл всю Великую Отечественную, отца Фёдора Романовича убили у дома полицаи. Из большой семьи Иванисовых сегодня живы лишь пятеро детей. Нина и её младший брат Василий остались на малой родине, живут рядом.
Долго учиться сельской девчонке не пришлось: окончила восемь классов в Новенской школе и, чтобы не быть обузой в многодетной семье, поехала работать в Белгород. Устроилась на швейную фабрику, там и шить научилась. Из-под рук Нины лихо выходили комплекты постельного белья, одежда и прочие изделия. Три года на фабрике дали хороший опыт.
«Как мы тогда жили?! Одеться не во что было. Недоедали», — качает головой Нина Матвеева.
Может быть, так и трудилась бы в городской среде девушка, может быть, и жить осталась бы в городе, но вмешалась судьба. И, как в классическом романе, кинула ей под ноги карту с дорогой, а на дороге той — верного суженого.
Редкий романтик припомнит своё знакомство с будущей женой на колхозном тракторе. Да, именно так, под звон и грохот грязных гусениц… Они познакомились приблизительно за год до его ухода на службу. Момент встречи сегодня вспоминают с улыбкой. Нина на попутках добиралась на выходные домой, высадили её у ивнянской заправочной станции. Алексей тоже пытался доехать в Новенькое.
«Я учился в техникуме в Шебекино, приезжал домой. Она работала в Белгороде. Возвращались домой. Дороги через Верхопенье тогда, в 60-е, не было, да и трассы хорошей до Ивни ещё не построили. Наши тракторы К-700, Т-150 из Обояни лес возили. Нина стояла у ивнянской заправки, и меня тоже сюда довезли. Ехал новенский тракторист с грузом, тормознул, посадил нас, так мы и поехали. Стоя, в тракторе. В дороге познакомились. На вид красивая. Приметил», — улыбается Алексей Петрович.
Парень и девушка встречались около года, а затем новобранца позвала служба. Дважды солдат бывал в отпуске и сразу спешил к своей подруге. А вернулся — лишь месяц погулял. Каждый выходной по три километра от дома до дома, чтобы проводить девушку, каждую неделю — в разлуке. Надо было что-то решать. Алексей свою жизнь без села не мыслил. Долго уговаривал невесту бросить работу в городе и вернуться на родину. Вернулась. Сговорились, а вскоре и расписались.
Вместо лимузина — грузовик, вместо гостей — скромный ужин с родными, причёску обновил летний ливень, а за наряд невесты сошло скромное платьице под поясок. 6 июня 1975-го они расписались, а уже через неделю, в выходные, гуляли свадьбу по всем новенским правилам. Первый день — в его доме, второй — горячий обед у невесты. Подарили сказочную сумму — 100 рублей! Пела на всю округу гармонь, отбивали деревянный пол туфли да башмаки, частушки заливисто перекрикивали друг друга…
«Из моего дома к нему мы шли пешком за три километра. Я — в белом платье, с фатой. Бабушка дала денег на фату, а платье от жены старшего брата досталось. Готовили еду сами: птицу резали и тушили, салаты, холодцы, винегрет, пироги. Других блюд не знали», — рассказывает Нина Фёдоровна.
Пожить довелось и с дедом и бабушкой мужа, и со свекровью, и отдельно в квартире. Только спустя время они перестали кочевать и зажили спокойно, самостоятельно в доме, где вырос Алексей Петрович, в бабушкином. Потихоньку достроили его.
Супруг поначалу трудился шофёром в колхозе, вскоре молодого специалиста заметили, назначили заведующим гаражом. И проработал Алексей Петрович в своём колхозе им. Куйбышева завгаром 29 лет. Автопарк большой — 100 машин: КамАЗы, ЗИЛы, самосвалы и т. д. В подчинении было два механика, два диспетчера, один из которых — жена, Нина Матвеева. Помотаться ему пришлось по всей стране, отвозил, привозил, проходил практику…
Во время его трудовой деятельности в колхозе сменилось шесть председателей. Алексей Петрович ответственно относился к работе, в шесть утра каждый день уже был на планёрке в конторе. Выходные редко случались, в отпуске за всю жизнь был лишь раз — родных навестил в разных городах и вернулся.
После развала колхоза и небольшого перерыва Матвеев пошёл в только что отстроенный комплекс «Мираторг» охранником. 10 лет добросовестного руда — иначе он не умел. Дойдя до отметки возраста в 64 года, наш герой по состоянию здоровья ушёл на заслуженный отдых. Его общий трудовой стаж составил 40 лет.
После свадьбы Нина Фёдоровна работала на кирпичном заводе. Через полгода ушла, тяжёлый труд стал не по силам. Вскоре родилась первая дочь. Женщина никакой работы не боялась: убирала в конторе, мыла посуду в столовой, затем 10 лет трудилась диспетчером в гараже. Перейдя на сельскую почту, отдала связи десятилетие. Поняв, что больше не может разрываться между домом и местом работы, ушла с последней. А дома её ждали многочисленные коровы, телята, быки, птица во всём её сельском разнообразии, огороды и сад. И всем этим она занималась от зари до зари, зная, что муж не может оставить колхозный гараж. А детей надо было поднимать, давать образование. Вот и вертелась эта боевая, сильная женщина. Вскоре в помощь пошла молодая смена.
У Матвеевых трое детей — две дочери Галина и Ирина живут в городе, сын Андрей — в Верхопенье. Кроме того, Матвеевы — дедушка и бабушка четверых внуков, одного правнука. Супруги гордятся своими детьми и внуками — они сумели привить им самостоятельность, серьёзное отношение к жизни и работе:
«Дети у нас все молодцы! И дети и внуки! Дай бог им здоровья! Молимся за них. Помогаем по силам своим», — отмечают Матвеевы.
Вот уже 50 лет руководит семейным кораблём Нина Матвеева. Муж — глава, она — главнокомандующий. Спокойный, уступчивый, молчаливый, с тихой улыбкой Алексей Петрович избегает споров и ненужных склок. Оба понимают — всё это мелочи, здоровье важнее.
«Я командую дома всем. Старалась, чтоб всего было много, чтоб всё в дом, чтоб детей воспитать, поднять. И детей так воспитывали. Муж почти 30 лет — на руководящей должности, дома мало бывал, я его почти не видела. Он объехал половину Советского Союза, где только не бывал. Возил запчасти, пригонял машины и т. д. Водители с ним ехали из Новосёловки, Круглика, Богатого, Берёзовки — всё это был наш колхоз. Порой и по месяцу без связи, мы все волновались, телефонов тогда мобильных не было. Просили председателя колхоза созвониться с предприятием да узнать, что да как», — эмоционально делится воспоминаниями Нина Фёдоровна. — «Он у меня молчун. Лёня никогда ни на кого не крикнул. Все шофёры его любили, уважали. Я не такая. Мне и прикрикнуть не раз приходилось. А что ж — семью держать надо…».
Сегодня золотые юбиляры освободились от хозяйства, оставили лишь огород. Как без него в селе? У каждого из супругов свой режим. Нина Фёдоровна — ранняя пташка, в три часа то ли утра, то ли ночи у неё подъём, ложится спать в девять вечера. Алексей Петрович, наоборот, любит подольше посидеть у телевизора и заснуть под него. Но в общий размеренный уклад они включаются оба: помогают друг другу, заботятся.
«Умеем уступать друг другу. Если что не по мне — сказала, что хотела, и пошла своими делами заниматься. Было у нас и хорошее, и плохое, всяко на веку бывает. Надо сохранять то, что дорого. Дай господь, чтоб все так пожили», — считает Нина Матвеева.
За свой немалый век эта женщина никогда не отмечала день рождения. Мужу отметила лишь раз — в день его 60-летия. Никогда не видела от него букетов и подарков. Пылких признаний и клятв тоже не дождалась. Но прожили Матвеевы полсотни лет под одной крышей, с одними заботами и тревогами, рука об руку, сердце с сердцем рядом. Прожили счастливыми — ведь недаром их венчал от души июньский летний дождь.