Выровнять кривую дорожку, по которой идёт семья, она, конечно, не в силах. Но чтобы увести с такого пути ребёнка, педагог прикладывает весь свой талант и профессионализм. Об успешной работе нашей героини свидетельствуют не только грамоты и благодарности, но и уважение и авторитет среди обучающихся и выпускников.
На вопрос, почему решилась работать с неблагополучными семьями и трудными подростками, Лариса Лукьянова не знает ответа. Ей всегда была по душе работа с детьми. После школы юная выпускница решила получить в Белгороде высшее педагогическое образование. После защиты диплома учителя русского языка и литературы в 2008-м она вернулась в родную школу молодым специалистом. Ей предложили ставку социального педагога, и она согласилась.
— Наверное, это моё, я тянусь к этому делу. Вначале мне было эмоционально и психологически тяжело. Когда мы объезжали неблагополучные семьи, я плакала вечерами от несправедливости и обиды за детей. Иногда я просто поражалась: как можно вырастить «благополучного» ребёнка в неблагополучной обстановке? Этот вопрос социальный педагог задавала себе неоднократно.
Трудовые будни социального педагога сложны. Помощь детям, трудным подросткам, разговоры с родителями, рейды и проверки — всё это наполняет обычный день нашей героини. Также все учётники попадают под строгий контроль. Еженедельные посещения, беседы, проверка условий жизни ребёнка… Работу она ведёт с каждым ребёнком, и как результат — только один школьник состоит на учёте. В таком случае у ученика есть возможность покинуть чёрный список при условии примерного поведения. А вот если на учёт попала семья, то она, как правило, остаётся там до конца обучения.
Как отмечает Лариса Лукьянова, число неблагополучных семей с каждым годом не уменьшается. Дети часто предоставлены сами себе, о каком достойном воспитании может идти речь?
— Если ни родитель, ни ученик не выходят на связь, мы сразу выезжаем к семье. Мало ли что может произойти! Я начала работать в 2008-м году, тогда на учёте состояли одна или две семьи, сегодня, к сожалению, эта цифра возросла. Мы проводим беседы с такими родителями, стараемся привлекать их в школу для совместной работы, — делится с читателями «Родины» наша героиня.
Школьный социальный педагог — супер-герой в реальном мире, который может работать 48 часов в сутки. Хотя ставка подразумевает всего 36 часов занятости в неделю, порой приходится задерживаться и до вечера, срываться по выходным. Работа у них такая. Но Лариса Лукьянова не жалеет о выбранной профессии, наоборот, понимает, что не смогла бы быть на другом месте.
— Мне нравится, чем я занимаюсь. Полгода я проработала в администрации, а в сентябре уже вернулась назад в школу. Здесь для меня лучше. В школе кипит жизнь, мы в ответе за детские судьбы, — признаётся социальный педагог.
Все проблемы из детства. В этом уверена и наша героиня. Зачастую ребёнку не хватает внимания и родительской любви, поэтому происходят отклонения в поведении. Лариса Лукьянова рассказывает, что двери её кабинета всегда открыты. Многие дети приходят поделиться проблемами, рассказать о себе и пятёрке по предмету, а кто-то заходит просто так, как душу подружке излить. Ребята, почувствовав искреннюю заинтересованность, ничего не утаивали, рассказывали и о проблемах с родителями, и о первой любви, и много чего ещё, что порой стеснялись даже родителям своим озвучить. Поэтому у неё исправлялись самые непослушные ученики. И таких случаев много.
— Когда виден результат, хочется работать ещё больше. В глазах ученика сразу видишь, что произошли изменения. Если звонит инспектор ПДН, я беру телефон трясущимися руками. Сейчас сложная оперативная обстановка, поэтому думаешь только об одном, чтобы все были живы и здоровы, всё остальное можно исправить, — говорит Лариса Лукьянова.
У нашей героини всё под контролем. Она уверена, не бывает плохих детей, бывают те, с кем нужно больше работать. А потом самые «непослушные», «нерадивые» ученики приходят к ней, делятся своими радостями и победами. И кто бы мог подумать, что так всё повернётся?!
— Был у меня один трудный ребёнок. Я постоянно следила за его поведением, чтобы он ничего не натворил. Где-то что-то сделал, я тут как тут, сразу рядом. Мне казалось, что потом он меня и видеть не захочет. А на выпускной он пришёл ко мне с букетом роз, благодарил за всё, — улыбаясь, рассказывает наша героиня.