Local Logo
Новости Ивнянского района Белгородской области
99.10
+0.82$
103.66
+0.42
-3 °С, туман
Белгород

«Я хочу разрушать стереотипы». Как обеспечить счастливую жизнь особенному ребёнку

30 ноября 2024, 12:14ОбществоФото: личный архив Анжелики Рудниковой

Дефектолог Анжелика Рудникова ответила на вопросы о расстройстве аутистического спектра.

Выявляемость аутизма в России за пять лет возросла более чем в 2,5 раза. Цифра неутешительная, родители бьют тревогу, а врачи зачастую не могут сразу определить расстройство аутистического спектра. Таким детям нужна особая поддержка со стороны. Часто на помощь детям и родителям приходят дефектологи. Это те люди, которые адаптируют ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к жизни, помогают ему установить контакт с постоянно меняющимся, неоднозначным миром. Почему случился бум аутизма? Как подобрать нужный ключик к каждому ребёнку? И есть ли необучаемые дети? Мы поговорили с молодым специалистом Анжеликой Рудниковой — она помогла найти ответы на наши вопросы.

— Анжелика, как вы считаете, почему растёт статистика выявления особенных детей?

— К сожалению, на рост выявления деток с нозологиями влияет много факторов. Зачастую дети не получают должного внимания от семьи. В основном родители загружены на работе, приходят поздно домой, поэтому у них не остаётся времени побыть с ребёнком. Задержки психического и речевого развития во многом возникают от недостатка общения. Дети, которые не видят мимики взрослого, его эмоций, как говорит, взаимодействует человек в обществе, хуже усваивают информацию, замыкаются в себе. Аутисты изолируются от мира, уходят в себя. Современные исследования доказывают, что аутизм — приобретённая нозология. Поэтому и говорят: расстройство аутистического спектра, потому что это больше неврождённый фактор. Раньше считали наоборот. Было проще принять тот факт, что ребёнок с рождения такой, а не мама с папой недосмотрели. Медицина не стоит на месте, о таких тонкостях врачи узнают всё больше и больше. Сейчас много деток с отклонениями, поэтому спрос на дефектологов стремительно растёт.

В каком возрасте родители чаще всего выявляют особенности у своего ребёнка? Как проявляются нарушения здоровья?

— Взрослые люди чаще всего обращают внимание на нетипичность поведения детей к трём годам. В годик ещё непонятно, что происходит с ребёнком, потому что многие дети и говорить в этом возрасте не умеют. Когда маленький человечек достигает трёх лет, родители начинают замечать отклонения. Если малыш не отзывается на своё имя, не реагирует на звуки, не может выговорить даже элементарные сочетания букв, не следит за передвижением мамы, то это громкий звонок для семьи. Чаще всего уже с такими жалобами детей приводят к специалисту. Бывает и такое, что особенности проявляются и в старшем возрасте. Например, заикание может возникнуть резко после триггерной ситуации, хотя до восемнадцати лет всё было в порядке. Предрасположенность к какому-либо заболеванию есть у каждого человека, но не всегда понимаешь, когда она выстрелит. Даже врачи не всё могут сразу узнать.

Существуют ли необучаемые дети? С какими отклонениями чаще всего вы сталкиваетесь?

— Педагогика, медицина продолжают движение вперед. Но не от всех диагнозов можно избавиться навсегда. Мы можем поддерживать здоровье ребёнка настолько, что он не будет ничем отличаться от нормотипичных детей. В толпе ты не сможешь разглядеть человека с особенностями, если идёт работа как со стороны педагогов, так и с участием родителей. Основной акцент мы делаем на ранний возраст: чем раньше начать заниматься, тем быстрее можно прийти к результату. Необучаемых детей нет, есть те, которым нужно уделять больше времени. Три раза в год мы проводим диагностику среди всех школьников, чтобы проверить, нет ли никаких отклонений в их здоровье. В первые полгода работы в школе я заметила: самая острая проблема среди ребят — дисграфия. Это «болезнь» современных детей. Она возникает из-за отсутствия общения. Мы долгое время просидели на карантине из-за ковида, многие конкурсы и состязания научились проводить онлайн, поэтому ребята стали неразлучны с телефонами, разучились писать. Неопытный человек скажет: «Нужно лучше учить правила». Но нет! Дети знают русский язык, но неправильно соединяют буквы, путают согласные и гласные между собой. На экзаменах в девятом классе чаще всего выявляют эту проблему. Родители иногда приходят с запросами: «Помогите нам исправить почерк!» Но там не только его нужно менять, а необходимо вспомнить основы правописания, понять, какие буквы ты не воспринимаешь на слух. Ещё среди школьников распространена дислексия. Нормотипичный человек читает первые четыре буквы и понимает, что за слово перед ним. Дети с этой проблемой не могут правильно воспроизводить текст, им требуется больше времени на это. Если человек отключит Т9 в телефоне, то это значительно улучшит его жизнь!

Как вы разрабатываете программы обучения? Каких методик вы придерживаетесь?

— Мы сами разрабатываем программы, по которым будем работать. Через беседу с ребёнком я могу понять, есть у него отклонения или нет. Но с маленькими детьми так не получится, с ними мы используем другие методики. Достаточно где-то позвенеть, постучать или позвать ребёнка, чтобы узнать его реакцию. Кубики Коса — очень интересная диагностика для малышей. Но совместить четыре кубика вместе, чтобы они соприкоснулись всеми гранями друг с другом, оказывается уже проблематичным для них. Это отсутствует и зрительная память, и мелкая моторика. Дети разу-чились играть на улице — в этом главная проблема. Если раньше нужно было со-орудить из палок шалаш и сделать так, чтобы он простоял долго и крепко, то сейчас стоит всего лишь нажать на экран телефона — и всё уже сделано за тебя. На наших занятиях мы и развиваем мелкую моторику. С помощью мячей, колец су-джок стимулируем активные точки на кистях и стопах, развиваем речевой аппарат. К сожалению, не все понимают, насколько такие простые игры положительно отразятся в будущем на психологическом и физическом здоровье ребёнка. Дефектолог — это не страшный специалист, мы не злые врачи, которые лезут с зонтами, палками в рты детей. Мы занимаемся и с нормотипичными ребятами, чтобы успеть подтянуть их там, где есть пробелы из-за загруженности родителей, пропусков в школе или детском саду. Дефектологи помогают адаптировать вашего ребёнка к реальной жизни.

Каково работать с особенными детьми? К чему нужно быть готовым дефектологу?

— Я люблю повторять фразу: «Тяжело не значит невозможно». Эмоциональное выгорание в нашей профессии не просто рядом, это твой постоянный попутчик. Но необходимо осознавать, что таким детям ещё сложнее. Нужно быть готовым к тому, что ты не всегда сможешь попасть под настроение ребёнка. Сегодня он расскажет мне стихотворение на три странички, а завтра даже не вспомнит, как его зовут, потому что солнце за окном не светит, ему грустно. Он расстроен и занят своими мыслями. Трудно и тяжело с такими детьми, но я не сказала бы, что с нормотипичными легче. До родителей особенных деток достучаться легче, потому что они сами идут тебе навстречу, понимают серьёзность ситуации. Семьи, в которых растёт нормотипичный ребёнок, не осознают этого. «Сам когда-то поймёт!» — говорят они. Но он не поймёт! Ему нужно подсказать, помочь, уделить больше внимания. Мне как молодому специалисту хочется видеть быстрый результат. Такого, увы, не будет. Только спустя годы можно проследить изменения. Сейчас наши занятия кому-то покажутся бессмысленными, а в тридцать лет такой человек сможет уже полноценно, самостоятельно и счастливо жить.

Какие они, особенные дети?

— Почему-то в нашем обществе принято считать, что если у ребёнка есть особенность, то он какой-то «ненормальный», плохой и не такой, как все. Это стереотип. Особенные дети знают, чувствуют, осознают больше, чем мы. Просто в каких-то вещах им больше необходима помощь. У меня есть ребёнок, которому в пятом классе тяжело даются буквы, но считает этот маленький человечек намного лучше, чем я. В голове он способен перемножать трёхзначные числа. Дети с особенностями гораздо правильней смотрят на мир, какие-то вещи они видят по-другому, не так, как мы. Многое, что связано с искусством, создано особенными людьми, но мы же не относимся к ним с отвращением. Почему здесь так не работает?! Я хочу разрушать стереотипы.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 21:09
Вячеслав Гладков показал закулисье эфира «10 вопросов губернатору»
Материал
ОфициальноВчера, 10:00
Вячеслав Гладков – о сохранении порядка сдачи экзаменов в Белгородской области
Материал
Общество22 января , 15:54
Вячеслав Гладков сообщил о совещании с начальником Юго-Восточной железной дороги Игорем Наталенко