В конце 2024 года при проведении законной процедуры торгов победителем аукциона определена продукция китайского производителя СТ‑202, поставляемая ООО «Росмо», предложившего наименьшую цену.
Однако химико-фармацевтическая корпорация Abbott Laboratories, производящая системы мониторинга глюкозы FreeStyle Libre, не выдержала конкуренции с китайскими производителями и начала активно распространять информацию с негативными отзывами о СТ‑202, требуя аннулировать контракты в пользу FreeStyle Libre.
Представители Abbott Laboratories проводят активную информационную работу среди родителей, чьи дети нуждаются в системе мониторинга глюкозы, призывая их требовать отмены аукционов, проведённых региональным министерством. Цель кампании — заключить новый контракт на поставку систем FreeStyle Libre. Именно таким образом специалисты кампании с помощью информационных технологий пытаются решить свою проблему с потерей контракта, надавить на родительское сообщество и вернуться на региональный рынок систем мониторирования сахара крови.
Одновременно в адреса министерства, территориального отдела УФАС России, органов прокуратуры и администрации региона от жителей начали поступать обращения о проведении проверки законности заключения контракта на поставку систем мониторинга глюкозы.
Кроме того, в адрес регионального министерства поступило множество обращений, абсолютно идентичных по содержанию, с разъяснениями законодательства в сфере здравоохранения (ст. 41 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 24.11.2011 № 323 — ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») и призывами обеспечить детей системой FreeStyle Libre. Среди родителей в телеграм-каналах были распространены образцы заявлений для подачи в медицинские учреждения с просьбой поменять нынешнюю систему на предыдущую.
Специалисты регионального министерства здравоохранения публично в официальном аккаунте Telegram провели эксперимент, чтобы показать, есть ли разница между функционированием обеих систем мониторирования в разных ситуациях (при физической нагрузке, плавании, повседневной жизни) с последующим размещением видеоотчётов показателей приборов. По результатам эксперимента существенных расхождений показателей не обнаружено.
Однако массовые обращения в правоохранительные и государственные органы по этой острой теме продолжаются.
Для того чтобы разобраться в ситуации, мы поговорили с заведующей педиатрическим отделением Детской областной клинической больницы Лидией Петровой и детским врачом-эндокринологом Светланой Палиенко о том, почему смена поставщика оборудования вызывает такой резонанс среди родительского сообщества и в чём принципиальная разница между приборами разных производителей.
— Уважаемые Лидия Михайловна и Светлана Николаевна, расскажите, пожалуйста, с какого времени в регионе используют оборудование для мониторинга сахара крови?
— С октября 2021 года в регионе благодаря инициативе губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова мы в числе первых в России стали обеспечивать детей системой непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre.
Многие родители ожидали эту систему. Безусловно, с её появлением они вздохнули свободно. Она позволяет следить за состоянием здоровья ребёнка практически в режиме реального времени. Кроме того, система мониторирования позволяет удалённо, с помощью мобильного устройства контролировать уровень сахара крови. Это действительно очень-очень важное дело.
— А насколько точной может быть система мониторирования?
— Стоит уточнить, что система мониторирования полностью не заменяет глюкометр, а дополняет его. В любом случае врачи больше доверяют глюкометру, а система мониторирования, конечно, имеет погрешность. Незначительную, но тем не менее это не точный прибор.
Врачи обучены взаимодействовать с подопечными и без системы мониторирования, так как мы работаем с глюкометрами или с лабораторными исследованиями. Поэтому принимать решения исключительно по показаниям любой системы мониторирования врачи не вправе и не рекомендуют этот путь для родителей.
Да, мониторинг сокращает количество проколов, но не исключает полностью. А коррекцию дозировок инсулина необходимо проводить строго по глюкометру.
— На что ориентируется врач, когда принимает решение? Производитель прибора как быстро реагирует на обратную связь, готов ли вносить изменения в конструкцию и идти навстречу пожеланиям ваших подопечных?
— Врачи используют глюкометр. И мы всегда во время приёмов и встреч объясняем родителям, что показания системы мониторирования стоит сверять с его показаниями. Надо понимать, что глюкометр — это всё-таки кровь, а объектом системы мониторирования является интерстициальная жидкость (это жидкость организма, которая находится между кровеносными сосудами и клетками и содержит питательные вещества из капилляров, удерживает продукты жизнедеятельности, выделяемые клетками в результате обмена веществ. — Прим авт.)
С этого года для региональных нужд закуплена система СТ‑14. Она позволяет вести непрерывный мониторинг уровня глюкозы в реальном времени.
У многих родителей возникли вопросы к этой системе. Мы понимаем, что это новый продукт не только для них, но и для нас.
Команда, которая производит прибор, дважды провела обучающие занятия по эксплуатации системы. В них приняли участие не только детские эндокринологи, но и педиатры из муниципалитетов области.
Например, один из вопросов касался отсутствия в этой системе программы «Родительский контроль».
На сегодня компания знает обо всех пожеланиях и замечаниях со стороны сообщества, старается устранить недостатки и совершенствует свой продукт. Стоит отметить, что всего на территории России зарегистрировано восемь систем непрерывного мониторинга глюкозы.
В свою очередь наша задача помочь нашим детям и, прежде всего, родителям, чтобы они не переживали и не поддавались панике. Конечно, беспокойство родителей можно понять. Они боятся пропустить с новым прибором показатель динамики. Большинство привыкло к предыдущей системе, и она их устраивала.
С апреля все стопроцентно должны перейти на работу с системой СТ‑14. Пока принципиальное отличие от прошлой — отсутствие приложения для родительского контроля. Но уверены, что скоро эта проблема будет решена.
— Продукт выдают бесплатно? Или родителям необходимо покупать дополнительно программное обеспечение или устройства?
— Для предыдущей системы контроля родители приобретали дополнительно за свой счёт устройство и настраивали родительский контроль. И волна возмущений именно из-за того, что родители уже настроили под предыдущий мониторинг всю свою работу и весь свой бюджет. И им, естественно, приходится в какой-то степени менять, например, те же гаджеты, телефон или дополнительное оборудование.
Но мы, как врачи, пытаемся объяснить родителям, что какой бы ни был мониторинг, решение дополнительно ввести инсулин или поднять сахар в крови стоит принимать исключительно основываясь на показаниях глюкометра.
— Какие могут быть принципиальные отличия?
— Системы представляют собой однокомпонентные или двухкомпонентные устройства: датчик, телефон или дополнительный сканер. Но чаще родители пользовались приложением для мобильного телефона, устанавливали программу. Так было удобно.
Новая система мониторинга — двухкомпонентная. Это непосредственно датчик и передатчик. Соответственно, объём устройства уже больше, чем был предыдущий. И третье устройство — это телефон-приёмник, принимающий все сигналы, которые передаёт. Это основное отличие, главное.
Хотя надо сказать: предыдущая система мониторинга показывала уровень сахара крови в реальном времени (то есть здесь и сейчас), а нынешняя отстаёт на 10–15 минут.
Мы наблюдаем ряд семей, в которых мамы покупали и другие системы мониторинга. Вместе мы экспериментировали: ставили системы разных производителей на разные руки, сравнивали их работу. И принципиальных отличий ни один не показал, все они одинаковы.
— Как дела с заболеванием состоят сегодня в регионе? Какова динамика?
— Заболеваемость сахарным диабетом заметно выросла. За последнюю неделю впервые выявили 7 детей с диабетом. В прошлом году у 88 детей была зафиксирована эта болезнь.
Всего в регионе порядка 700 человек страдают от диабета. Заболевание в последнее время показывает большой рост среди наших жителей. И, безусловно, необходимо, чтобы для детей приобреталось всё самое лучшее.