В прошлом году жители Белгородской области стали жертвами телефонных мошенников, потеряв более 1,6 млрд рублей. С начала 2025 года злоумышленники успели похитить у граждан сотни миллионов рублей.
Правоохранители отмечают, что только в прошлом году на территории региона зафиксировано 4 732 преступления в сфере IT‑технологий. О том, как защитить себя от мошенников и чего стоит ожидать от звонков и сообщений с неизвестных номеров, рассказал эксперт белгородского отделения Банка России, сотрудник отдела безопасности Александр Нестеров.
Он отметил, что аферисты постоянно меняют схемы, придумывают всё новые легенды, чтобы обманом выманить у людей деньги и конфиденциальную информацию.
Звонят пожилым, представляясь сотрудниками Социального фонда России. Мошенники сообщают, что размер текущей пенсии можно увеличить, поскольку якобы обнаружен неучтённый трудовой стаж. Потенциальную жертву приглашают на консультацию в МФЦ или отделение фонда, чтобы решить вопрос. Причём мошенники называют настоящие адреса центров или отделений региона. Дальше для записи на приём просят сообщить данные паспорта, СНИЛС, ИНН и назвать код из СМС‑сообщения. С помощью этих данных мошенники получают доступ к учётной записи пользователя портала государственных и муниципальных услуг, а затем пытаются оформить онлайн-кредит на жертву.
Аферисты крадут деньги у военнослужащих. Уже известный сценарий с несуществующими «безопасными» счетами мошенники применяют при контакте с участниками СВО и членами их семей. Мошенники звонят, пишут в мессенджере непосредственно военнослужащему или его близким. Сообщают, что за нарушение дисциплины либо служебных обязанностей ему грозит штраф, поэтому с его счёта спишут единовременную выплату в размере 195 000 рублей, которая полагается всем участникам СВО. В доказательство своих слов присылают поддельный приказ Департамента финансового обеспечения Минобороны. Чтобы защитить деньги от списания, преступники предлагают людям временно перевести все накопления с карты на специальный «безопасный» счёт. Уверяют, что, когда вся шумиха с дисциплинарными взысканиями утихнет, сбережения можно будет вернуть обратно на карту. На самом деле никакого безопасного счёта нет, а все деньги уходят аферистам.
Мошенники начали выдавать себя за инкассаторов. Старая легенда про «безопасный счёт», только на новый лад. После вступления в силу закона, который усложнил для мошенников проведение сомнительных операций (банки приостанавливают переводы и предупреждают своих клиентов об опасности), злоумышленники стали чаще похищать деньги у граждан с помощью «инкассаторов» — подставных курьеров.
Обычно мошенники звонят своей жертве, представляются сотрудниками Банка России и сообщают, что на банковские счета человека идёт массовая атака, которая может привести к хищению денег. Чтобы обезопасить сбережения, злоумышленники предлагают воспользоваться бесплатной услугой инкассаторов. Они, по версии мошенников, смогут забрать наличные и перевезти их в другой банк для временного хранения якобы на «специальном счёте», который защищён от мошеннических атак.
При поступлении такого звонка не поддавайтесь панике, не реагируйте на такие звонки или сообщения, не передавайте деньги неизвестным лицам ни под каким предлогом. Услугами инкассации могут пользоваться юридические и физические лица только после заключения специального договора об оказании инкассаторских услуг.
Банк России напоминает, что не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведёт их счета и не совершает звонков гражданам.
Мошенники прикрываются ФНС. В период уплаты налогов, пользуясь актуальным инфоповодом, мошенники начали связываться с людьми и под видом сотрудников ФНС требовать срочно погасить задолженность. В противном случае «счета и имущество» будут арестованы. Они присылают ложные счета для оплаты, а также фишинговые ссылки для сбора персональных данных пользователя.
По другой схеме мошенники пытаются узнать, какие сбережения есть у потенциальной жертвы, чтобы похитить деньги под предлогом их «налогового декларирования». Для этого используют подставных курьеров.
Какие налоги вам на самом деле начислила ФНС, можно узнать в личном кабинете налогоплательщика либо в отделении службы. И конечно, реальные специалисты никогда не станут требовать отдать свои сбережения, чтобы их «задекларировать». Это делают только мошенники.
Сообщение о попытке взлома от фальшивой службы поддержки мессенджера. Мошенники под видом службы поддержки мессенджера рассылают пользователям сообщения о попытке взлома аккаунта. Потенциальной жертве предлагают перейти по ссылке, чтобы «защитить аккаунт». На фишинговой странице требуют ввести номер телефона, а затем и код безопасности. Таким образом пользователь теряет доступ к аккаунту, после чего аферисты могут начать рассылать близким жертвы сообщения с просьбой занять деньги либо предлагают вернуть доступ к аккаунту за деньги.
Если есть подозрения, что кто-то получил доступ к аккаунту, проверьте список активных сеансов — он есть в настройках мессенджера. Там будут перечислены устройства, с которых осуществлён вход. Если в списке есть незнакомый девайс — незамедлительно завершите сеанс.
Ни в коем случае не переходите по непроверенной ссылке. Реальная служба поддержки не станет требовать от вас код безопасности.
Обман в период распродаж: сайты-двойники, фишинговые рассылки и др. В период распродаж активизируются не только магазины и маркетплейсы. Мошенники тоже тщательно готовятся, ловко расставляя свои ловушки. Вот некоторые из схем: