Local Logo
Новости Ивнянского района Белгородской области
79.67
-0.66$
92.33
+0.62
+27 °С, ясно
Белгород

Воин Чанте Витко, сын Волка. Защитник Отечества верен долгу и предкам, охраняя Ивнянскую землю

2 августа , 10:00Общество
Фото: Виктория Тихонова

Сегодня в рядах местного «Барса» (боевого армейского резерва страны) есть человек с уникальной и интереснейшей судьбой, который большую часть своей жизни посвятил армии и служению Родине.

Сражения выигрывают солдаты, победу добывают рядовые, защиту и доблесть Отечеству несут его простые верные сыны. В наши дни, когда над небом сгустились тучи, слышны негромовые раскаты, когда чаще всего нам на глаза попадается  военный камуфляж, на охране родного края стоят люди совершенно разных профессий, возрастов, религий и национальностей.

Их объединяет одно — желание защитить свою землю, сохранить правопорядок. Сегодня в рядах местного «Барса» (боевого армейского резерва страны) охраняет Ивнянский район человек с уникальной и интереснейшей судьбой, который большую часть своей жизни посвятил армии и служению Родине, патриот, в числе первых спешащий на самые опасные рубежи. Воин, индеец-метис, верный потомок своих духов и предков Чанте Витко (Александр) Чевола, сын Волка.

 

Фото: Виктория Тихонова

История его семьи началась очень давно, примерно 150 лет назад (насколько он знает). Именно столько лет его предки, американские индейцы, живут здесь, в России. Родной брат царя Александра III (он правил в конце 19 века) Алексей из-за неподобающего князю поступка был отправлен подальше от трона, в Европу. В это время там выступал американский разведчик и охотник на бизонов Буффало Билл Коди со своим шоу «Дикий Запад». Идея создать шоу с инсценировкой отдельных сцен индейской жизни и разъезжать с ним по стране пришла к нему, когда Билл Коди понял, что Дикий Запад со своими народами и обычаями постепенно умирает…

Билл Коди и князь Алексей пересеклись где-то за карточным столом. Коди пригласил князя в Америку. Они приехали в январе 1871 года на индейскую землю, в прерии, на настоящий Дикий Запад (сейчас это территория штата Небраска). Князь со своей свитой и конвоем из казаков-терцев поехали в индейское селение и попросили у вождей Красное Облако и Крапчатый Хвост разрешения поохотиться. В знак расположения подарил вождям по кольту с царской символикой (двуглавым орлом), а младшим военным вождям — по кинжалу с той же символикой. Индейцы были тронуты вниманием.

Фото: Фото из личного архива Чанте Витко Чевола
«Я из племени Оглала, народа Лакота. Народ Лакота состоит из семи племён. Мои прапрапрадед и прапрапрабабушка — Лакота. Он — из Оглала Сиу, она — из Хункапа Сиу. Мой прапрапрадед (в фильме «Меверик» с Мэлом Гибсоном есть фрагмент с князем, там индеец — прототип моего предка — всё время был в его лагере) сдружился с князем, тесно общался с его людьми», — рассказывает наш герой. — «Князю он понравился своей неустрашимостью, ловкостью, благородством. А предку князь понравился тем, что белый человек уважительно относится к краснокожему. Князь видел постоянные стычки белых с индейцами, понимал последствия и, уезжая, предложил моему прапрапрадеду поехать с ним. Сказал, что земли — сколько хочешь, выбирай и живи, никто не тронет. И мой предок решил ехать в Россию. Он был вождём общины и предложил своим людям поехать с ним. Решились пять семей. Так на корабле на пути в Россию подружились два лошадиных народа — индейцы и терские казаки (их предки жили на территории Северного Кавказа, в царствование Ивана Грозного везде сопровождали царя — прим. авт.). Оба прекрасно управляются с лошадью, нашим очень понравилось их владение саблей, казаки были удивлены снаряжением лошади без седла — индейцы цепляли веревку за нижнюю губу».

Народы сблизились, князь отпустил в отпуск казаков и те вместе с индейскими семьями отправились на Кавказ. Так терские казаки привезли в 1872 году собой на Северный Кавказ на Терек американских индейцев.

По индейским поверьям сон бабушки-земли тревожить нельзя, индейцы занялись скотоводством: разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот (в основном буйволов). В станице Шелковской они создали конный завод. Через год-полтора дикий народ был оказачен и крещён.

Родители нашего земляка — представители этих двух вольнолюбивых народов. Отец — индеец Шунгманиту (Волк) Чевола (высокое положение, сила, свобода). Мама — Надежда Чевола (в девичестве — Орлушина), гребенская казачка из Кизляро-Гребенской станицы (гребенцы — этносоциальная группа казаков, проживавшая на Северо-Восточном Кавказе — прим. авт.).

Родители расписались по канонам местности, где они жили, а потом была ещё индейская свадьба. В семье родилось два сына с разницей в шесть лет. Бабушка тайком окрестила их православными именами: старший Александр и младший Евгений. Старший сын получил имя в соответствии со своим нравом — Татэ Вачи (Танцующий Ветер) Чевола. И лишь два года назад он стал Чанте Витко (Неистовое Сердце) Чевола. Индейцы могут менять своё имя, если оно перестаёт защищать их от несчастий, имя дают духи и предки.

Фото: Виктория Тихонова
«Я есаул Терского казачьего войска. Младший брат Евгений пошёл по материнским стопам — он казак, и форма вся у него казачья, обычаи их знает и соблюдает», — продолжает рассказ индеец-метис. «Чевола — моя фамилия, но она и часть имени. У индейцев нет отчества. Бабушка назвала меня Александром. Для индейцев имя много значит, оно определяет судьбу. Когда отец погиб, в то время я должен был получить паспорт, и меня записали Александром. Форма и оружие казаков у меня есть, но, в принципе, я себя полностью считаю индейцем».

Мама Александра жила в станице, трудилась на нефтебазе, затем — на автозаправочной станции и к пенсии имела трудовой стаж 36 лет. Отец уехал на заработки в Грозный, работал на асфальтоукладочном катке. В апреле 1972 года его бригаду в горах убили бандиты. 

Все предки-индейцы нашего героя — воины априори. Дед по отцу — Герой Советского Союза, воевал в Великую Отечественную, гвардии полковник. Потому Александр знал уже тогда, что посвятит себя служению Родине. И не ошибся, только вот путь его был непрост. Александр закончил восьмилетку в Грозном. Затем учился какое-то время в Суворовском училище, вернулся в Грозный. Потом окончил железнодорожное училище № 8 в Гудермесе. В качестве помощника машиниста водил поезда по кавказским железным дорогам. На работе дали бронь от армии на пять лет. Однако это не обрадовало Александра: он добивался по всем инстанциям, чтобы уйти в армию вовремя. И ушёл в 1978 году.

Фото: Виктория Тихонова

Служить пришлось в Германии, в бывшем мужском концлагере под Магдебургом. Прошёл танковую учебку. В 1979 году формировались десантно-штурмовые бригады, в которые брали по желанию. На то время у Татэ Вачи было уже более 100 прыжков с парашютом (занятия в ДОСААФ) и, конечно же, он поспешил стать десантником.

«Ещё в детстве мечтал стать лётчиком — меня всегда манило небо. Мой дядя по материнской линии был лётчиком в гражданской авиации», — делится своей биографией наш герой. — «Там, где мы жили в Грозном, было огромное поле, аэродром, я выходил во двор и видел, как прыгали парашютисты. В 73-м году, когда в Грозном проходили митинги местного населения, мы детьми наблюдали из школьного окна, как из самолётов сыпались десантники. И я решил тоже служить в небе».

Во время службы он попал на остров Узидом — секретный полигон рейха, откуда немцы запускали ракеты Фау. Его батальон охранял морское побережье от вторжения морского десанта.

Фото: Фото из личного архива Чанте Витко Чевола

В 80-м Чевола демобилизовался. Поступил в Новосибирское высшее военное политическое училище на специальность «политработник». Четыре года обучения — и снова армия. Попал по распределению в Закавказский военный округ, 21-ю десантно-штурмовую бригаду г. Кутаиси. Служил там 15 лет.

Тате Ваче Чевола словно ветром носило по судьбе. Был дважды контужен. Первую контузию получил при стычках с оппозицией в Тбилиси. Его ждал госпиталь и перевод в Забайкальский военный округ в Чите. Затем последовало назначение замполитом первой парашютно-десантной роты в отдельный парашютно-десантый полк в городе Кяхта в Бурятии. Через полгода после расформирования полка поехал в столицу Монголии Улан-Батор в отдельную роту, где главной целью было охрана нашего консульства и передача с камер данных в тыл. Но Александра снова ждала дорога.

«В 1990 году при выводе войск из Монголии мы уехали, и я опять попал в Кяхту, но в 24-ю воздушно-десантную бригаду спецназначения. В спецназе служил два года, в 92-м попал под сокращение. Тогда было много вернувшихся военных. Нас бросили в народное хозяйство», — вспоминает он.
Фото: Виктория Тихонова

Горе остановило метания Танцующего Ветра. Трагически погибла жена. На душе было невыносимо тяжело. И ему пришло осознание — он должен построить храм.

«Восемь лет строил церковь в Бурятии. Построил. Сначала хотел восстановить старую, но мне епископ Читинский и Забайкальский  Евстафий посоветовал сделать новую, причём там, где больше всего люди мучаются — отбывают наказания. Сначала на свои средства, когда закончились — собирал», — делится герой.

Проект для церкви Чевола делал из камня, но в Бурятии в основном строят из дерева, камень редок и дорог. Затем ещё с полгода проработал у батюшки в кафедральном соборе, был старостой в приходе, решал хозяйственные вопросы, помогал людям. Ему стало легче — выполнил задуманное. Но и на этом индеец не остановился. Душа просила большего. Он сдал большую сумму на воссоздание главной церкви в Москве — храма Христа Спасителя, имеет благодарственную грамоту за внесённые средства, его имя есть в списке благотворителей храма.

«Вера — это вера человека в Бога, я по вере своей со всевышним общаюсь напрямую. Что-то прошу, о чём-то благодарю. А религия — это обряды, в каждом народе — разные», — уверен наш земляк. — «Мне свыше пришло: не выполню — умру. Очень хотел посетить Иерусалим. И поехал в 2005 году. Был на Вифлееме, побывал за две недели во всех главных святых местах. Окунулся в Иордани, все грехи смыл, выданную и одетую там рубашку до сих пор берегу. Батюшка сказал: «Вы смыли все грехи, сейчас аки младенцы. Вы ещё будете грешить, но чтоб хоронили вас в этой рубашке, которая проведёт вас в рай». Храню».

После второй чеченской кампании семья Чевола выехала сначала в Краснодарский край, но матери не подошёл климат и знакомые предложили обосноваться в Белгородской области. Семья переехала в Алексеевку. Сначала Александр в Белгороде работал менеджером по реализации газированной воды, потом — в колбасном цеху. Но в силу обстоятельств пришлось и оттуда уйти.

Фото: Фото из личного архива Чанте Витко Чевола

А потом было свидание с землёй предков. В 2006 году Тате Вачи по вызову поехал в Америку, к родственникам. Резервации индейцев разбросаны по Южной и Северной Дакоте, Монтане, Вайомингу, Небраске. Чевола приехал к дяде, который жил в Южной Дакоте, с подарками, фотографиями, где индейцы вместе с казаками на Кавказе. Принимали его хорошо. Устроился там временно на работу — на гостевом ранчо в Монтане.

«У нас были бизоны, лошади, пони, олени, собаки. Проводили родео с быками для гостей», — восторженно рассказывает он. — «Участвовать хотелось, попробовал, получилось. Правда, под конец визита получил травму. Но это уже не те индейцы, что в середине прошлого века и ранее. Тоже стоят типи (переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин — прим. авт.), некоторые живут в бревенчатых лачугах, многие — в автоприцепах. В резервациях часто случаются драки, но кто бы ни был виноват — забирают в полицию всегда индейцев».

Почти два с половиной года Тате Вачи дышал воздухом прерий. Но серьёзная травма во время родео, когда бык наступил на него, требовала лечения, а страховки не было. В 2008 году индеец вернулся домой, в Россию, на ставшую ему родной Белгородчину.

Фото: Фото из личного архива Чанте Витко Чевола

Сначала он работал в службе безопасности. В 2009 году купил маленький домик в Яковлевском округе. Наш герой достроил, благоустроил и улучшил своё жилище. Работал вахтовым методом (Москва-Питер) в морском секторе. Женился второй раз, родились дети. Из-за проблем со здоровьем перешёл в частную фирму экологистики в службе безопасности и трудился в столице до 2022 года.

Участвуя в фестивале «Индейская осень» в Подмосковье, Чевола встретился со своим хорошим другом (познакомился с ним ещё на Кавказе), прославленным актёром Гойко Митичем, сыгравшим отважного индейца в фильмах-вестернах. Актёр был в восторге от кавказского гостеприимства Кавказа, вспоминает наш герой:

«Гойко сказал, что так, как на Кавказе, его нигде не встречали. Ему привезли белого коня для съёмок, который затем подарили великому актёру. Конь и сегодня живёт у него, Гойко Митич занимается с животным, скачет на нём, выгуливает. 85-летний актёр ведёт здоровый образ в жизни, занимается закаливанием, выкупил часть немецкой киностудии «Дэфа», связанную с вестернами, и каждый год там ставит большой спектакль. Мы дружим уже более десяти лет», — делится он.

Кстати, белгородский индеец тоже стал героем небольшого фильма — в 2003 году Союз писателей России снял о нём видео.

Фото: Фото из личного архива Чанте Витко Чевола

Новым этапом службы для неутомимого воина стала специальная военная операция. Он сразу же уволился с работы, вернулся домой, пошёл в военкоматы проситься на СВО. Обошёл районный, областной. Но — увы…

«Меня по возрасту уже не брали — 62 года. Я капитан, кадровый военный. Не пустили. Тогда сам поехал в Луганск добровольцем. Матери сказал, что еду сопровождать гуманитарку конвоем туда, где не стреляют. Воевал на Донбассе, в Изюме, прошёл ад, получил серьёзное ранение, сильную контузию с потерей речи. По возвращении домой долго восстанавливался», — рассказывает герой.

Индейцы могут менять своё имя, чтобы очистить свою судьбу, очистить путь. Пару лет назад, в 2023-м, когда Тате Вачи вернулся из Донбасса с тяжёлой контузией, когда болел сын, белгородский индеец понял, что время пришло. Чтобы услышать своих духов, индеец по законам его предков должен находиться в уединённом месте четверо суток без пищи и воды, с молитвами к Великому Духу. Ему свыше от духа-покровителя через сознание было дано другое имя, нынешнее — Чанте Витко (Неистовое Сердце).

Его брат Евгений получил инвалидность, живёт в селе Дмитриевка Яковлевского округа. Мама в прошлом году ушла из жизни. У старшего Чевола растут два сына: 12-летний Рассел и 9-летний Леонард от второго брака. Он назвал сыновей именами своих родных из племён индейцев.

Фото: Фото из личного архива Чанте Витко Чевола

В октябре 2024 года Чанте Витко Чевола пришёл в «Барс». Он охраняет в Ивнянский район, снова защищает рубежи Родины, несмотря на ранения и возраст. Совсем недавно Александра Чевола наградили почётной грамотой бригады «БАРС - Белгород» за добросовестное выполнение служебных обязанностей и отличные показатели в боевой и политической подготовке. Но и до этого наш герой имел немало поощрений, среди которых —  почётный знак ДНР «Доброволец Донбаса».

Его дом можно сравнить с музеем, где хранятся вещи, фотографии, предметы быта по большей мере его предков-индейцев, но также и казаков. Всю стену украшает фотопортрет его прапрапрадеда, который и привёл членов общины в Россию. Напротив — фото в рамке его дяди в полном индейском одеянии, председателя совета старейшин всего народа в прериях. Над потолком комнаты, над головой Чеволы парит гордый орёл — такой дизайн выбрал хозяин.

Стены украшены шаманскими атрибутами, предметами быта его народа, в том числе бубен из кожи козла, казачьи и индейские плётки, трубка. Щит его с черепом бизона, колчан со стрелами (охотился в Америке), магическая палица для танца, нагайка (погонять коня), увесистый пояс, палица, резервационный флаг, веер из перьев. Что важно — перья на головном уборе собраны не просто так,  каждое нужно заработать героическим поступком. Мебель украшают индейские статуэтки, многочисленные портреты вождей и родственников из прерий. Многое из его коллекции — их подарки.

Фото: Виктория Тихонова

Чевола носит на шее оригинальный чокер, по традиции он прикрывает шею индейцев от удара ножом, сегодня это визитка индейской расы. Головной убор индейца хранится в специальном мешке. Это военный убор, прежде чем его надеть, Чанте Витко должен показать его солнцу, Великому Духу и попросить благословения. Есть летний индейский костюм и настоящий, очень тяжёлый костюм из кожи оленя, который каждый год наш герой коптит на костре, чтоб он лучше сохранялся.

Вернувшись со службы, своё утро мудрый, многое повидавший, индеец начнёт с обращения к духам, к солнцу. Простирая к небу руки, забьёт в бубен, произнесёт покрытые слоем веков магические слова и попросит помощи свыше. Зайдёт в дом и снова мыслями умчится далеко-далеко, где ходят бизоны, мелькают разноцветные типи, мчатся на лошадях собратья-индейцы и лишь только ветер считает перья на их величественных ярких уборах. Сколько бы ни проходило времени, этого человека постоянно тянет к корням матери и отца, на Кавказ.

«Чувствую себя там и здесь, дома, свободным. В прериях у индейцев всё очень ограничено. Каждый шаг обдумывай и контролируй. Нарушение иногда может стоить жизни… Эльбрус, Казбек, Грузия, Дагестан — где только не был, это свобода, это великое чувство. Люблю движение. Маленьким был помощником чабана, пасли в горах, нас старики учили жизни жёстко. Люблю передвигаться, я — ветер, я — Чанте Витко, сын Волка, Неистовое Сердце», — говорит герой.

виктория тихонова

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 09:50
Вячеслав Гладков: 10 белгородцев получили звание Героя России с начала СВО
Материал
ОбществоВчера, 16:15
Вячеслав Гладков поручил создать кадровый профицит медработников в Белгородской области
Материал
СпортВчера, 16:00
Белгородские альпинисты взошли на вершину Эльбрус