Local Logo
Новости Ивнянского района Белгородской области
80.05
+0.38$
92.51
+0.18
+26 °С, ясно
Белгород

Наша история. Косоворотка - древний символ русского костюма

3 августа , 11:00Общество
Фото: Виктория Тихонова

У этой вещи родословная богатая, а использование, вариации — и того больше.

Щедра Россия-матушка своими традициями, обычаями, предметами старины и самобытной культуры. Каждая из древнерусских вещей сама по себе история, овеянная преданиями и легендами. Однако не всякой подобной реликвии судьба лежать в музее и быть лишь историческим наследием. Многие обретают новую жизнь, гармонично вливаются в современный стиль и ритм. К примеру, рубашка-косоворотка., казалось бы, ничего особенного…

12 июля на Руси издавна отмечают День апостолов Петра и Павла, на Руси — день начала сезона сенокоса. В русских семьях с давних времён в этот день родители дарили молодым сыновьям новые косоворотки, символ народного мужского одеяния отмечая тем самым их вступление в пору взросления.

Надо сказать, День косоворотки, отмечаемый 12 июля, стал замечательной традицией, которая помогает сохранять и популяризировать народные обычаи. Этот молодой праздник (официально он отмечается с 12 июля 2020 года) становится всё более популярным, привлекает своим колоритом и богатством культурного наследия России, служит важным инструментом поддержания интереса молодёжи к народным традициям, истории своего края.

Так, по традиции его отметили 11 июля и в Ивне, парке культуры и отдыха райцентра. В этом году музейная культурно-познавательная программа «Из истории косоворотки» собрала немало зрителей и участников и помогла глубже понять значение этой традиционной одежды. 

«Косоворотка повседневно использовалась как за пределами деревень, так и в праздничные дни, что подчёркивает универсальность и практичность этой одежды», — рассказала директор Дома ремёсел  Ивнянского Центра культурного развития Татьяна Юдина.

О символике косоворотки, её эволюции, значении в различные исторические периоды участники праздника узнали из информационных буклетов, подготовленных Ивнянским музеем. В этот день многие мужчины в парке примерили на себя косоворотку и сразу словно бы перенеслись на столетия назад, когда эта одежда была повседневной вещью мужского костюма. Ну и, конечно, участники праздника пели песни, водили хороводы.

Фото: Виктория Тихонова

Совершая экскурс в прошлое, мы узнаём, что косовороткой изначально называли мужскую рубаху. Представляют её обычно красивой, узорчатой, вышитой, расписной…

Косоворотки получили своё название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, а сбоку, обычно слева. Косоворотка могла иметь и не иметь воротник (ворот).

Предком косоворотки была прямоворотка: домотканое полотно складывали пополам и сшивали по боковому шву, а спереди делали надрез, чтобы было удобнее надевать рубашку. Пришивались рукава, делались вытачки под мышками, называемые ластовицами.

Первые письменные упоминания о косоворотках относятся к 17 веку, однако, эта одежда была известна как минимум за два века до этого. С XV вплоть до начала XX века косоворотка была основным предметом в гардеробе любого русского крестьянина. Ни одну другую одежду не надевали, не облачившись сначала в косоворотку. Наряду с сарафаном и кокошником, она стала символом традиционного русского костюма.

Другие версии говорят, что косоворотка была заимствована у тюркских народов, с которыми торговала Русь. Отдельные исследователи считают, что косоворотка «попала» в национальный русский костюм после нашествия монголо-татар. Этим и объясняется, например, смещение косого разреза рубахи влево, как носили татары.

Другие исследователи уверены, что косой ворот — это всё же дань военной традиции. Именно на левую сторону застёгивалась кольчуга, поскольку так было проще защитить шею от удара (левая сторона тела прикрывалась щитом). Теория известного русского академика Дмитрия Лихачёва состоит в том, что косой ворот позволял надёжно спрятать цепочку и нательный крест. Этнограф Дмитрий Зеленин считает, что сложный крой позволял защитить человека от холода и ветра.

Косоворотка была вещью удобной: после запрета Петра I на ношение традиционной русской одежды рубашка не исчезла из жизни русских. Она служила прообразом солдатского нижнего белья и гимнастёрок.

Фото: Виктория Тихонова

Традиционно косоворотку шили из конопляного полотна, но добавляли хлопковую, льняную, шёлковую ткань. Простолюдины носили рубашку как верхнюю одежду, знать — как нижнее бельё. Надевали навыпуск и подпоясывали кушаком.

Рубашки имели разное назначение и носили их по определённым случаям. Покосница — праздничная рубаха на первый день покоса, свадебная рубаха — праздничная и часто передавалась по наследству, бережно хранилась, была и повседневная рубаха.

Ткани могли быть неокрашенными (для повседневных рубашек) или красились мастерами. Самой нарядной считалась красная косоворотка, которую часто носили женихи, а также надевали на праздники. Косоворотки обязательно красиво украшали вышивкой, которая имела обережное значение. Определённые символы помогали отвести беду от владельца рубашки. Старообрядцы до сих пор носят кафтан и косоворотку на богослужения, подчёркивая аутентичность русского костюма.

Женские косоворотки чаще всего назывались просто рубашками или рубахами. Они были основой женского костюма и часто были длиной до пола. Дома женщина ходила в одной только косоворотке. Знатные женщины носили «горничные» домашние косоворотки из нежного шёлка. Поверх надевались сарафан (в северной культуре) или понёва (на юге Руси). У женщин косоворотки тоже были разными: повседневная рубашка, жатвенная, похоронная (траурная), свадебная, рубашки для ворожбы, убивальница. Её девушки носили в последнюю неделю перед свадьбой, якобы она убивалась по девичьей жизни. Почти все женские косоворотки украшали вышивкой, даже траурные. Единственный вид, который не украшался, — вдовья рубашка.

Детские косоворотки ничем не отличались от взрослых рубах, кроме размера. Первой пелёнкой для новорождённого младенца, то есть его первой одеждой, была ношеная косоворотка отца (для мальчика) или матери (для девочки). Верили, что это оберегает ребёнка от сглаза и порчи. На всех детских рубашках были красиво вышиты обережные символы.

Детские косоворотки назывались рубашонками. Ребёнок получал косоворотку из новой ткани (новины) только после того, как ему исполнялось три года.

Фото: Виктория Тихонова

Русские аристократы и дворяне XVIII–XIX веков в целом косовороток не носили, а в качестве нижнего белья использовали сорочки без воротника. Однако были любители темы народной, и среди них можно встретить особ высокого положения, знати, определённого уровня известности. Граф Лев Толстой, желавший подчеркнуть свою близость к народу, по своему имению Ясная Поляна расхаживал в рубахе, но с разрезом по центру. Царю Николаю II было важно подчеркнуть связь с народом. На фотографиях времён ареста он в военной косоворотке.

Самый известный носитель косоворотки — писатель Максим Горький. Он внёс некоторый вклад в городскую моду именно на рубашки. Сергей Есенин таким образом пытался создать образ крестьянского поэта — наряжался в косоворотку и удивлял столичных литераторов.

Сегодня в мировой моде возникает тренд на этно-стиль — на возвращение к истокам своего народа, к своей культуре. Это отражается и в современной одежде. Многие модные дома, создавая вполне современные рубашки, обращаются к стилю косоворотки, скашивая разрез на мужской одежде. Стильно, модно, необычно, народно, с изюминкой. Можно сказать, косоворотка делает очередной виток жизни и популярности в новом тысячелетии, продолжает держать планку сквозь призму столетий.

Виктория Тихонова

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 16:00
Вячеслав Гладков рассказал о получении 13 комплектов адаптивной формы для ветеранов СВО
Материал
ОбществоСегодня, 15:59
Вячеслав Гладков сообщил о награждении 91 бойца региональной самообороны
Материал
ПроисшествияСегодня, 15:00
«Ростелеком» предупреждает о новом виде телефонного мошенничества