

За пять лет белгородская система образования проделала путь из середняков и аутсайдеров в образец для всей России: регион строит супершколы и собрал лучшую в стране команду молодых педагогов.
В начале октября 2025 года учитель китайского языка из гимназии № 22 Белгорода Дмитрий Баланчуков завоевал самую престижную награду в своей профессии — «Учитель года — 2025». Это исторический результат не только для самого Дмитрия, но и для всей Белгородской области. Такого не было за все 36 лет существования конкурса.
Когда министр просвещения РФ озвучил имя победителя, Дмитрий Баланчуков заявил, что этот результат — прорыв всей системы образования в регионе:
«Мои коллеги, как никто другой, знают, что конкурсы профмастерства — это командный вид спорта. Поэтому я не могу сказать и, надеюсь, никогда не скажу, что эта победа только моя. Она наша. Вместе с моей семьёй, с моей школой, с моими учениками и учителями. Она наша вместе с моей Белгородской областью».
Дмитрий Баланчуков продолжает династию учителей. Его бабушка была заслуженным учителем Казахстана, а мама — почётный работник образования РФ. Но главная особенность Баланчукова в том, что он стал примером педагога, на которых готов делать ставку Вячеслав Гладков.
Дело в том, что Дмитрий после окончания школы имел все шансы поступить в лучшие столичные вузы, но остался в родном Белгороде, вернулся в родную гимназию и стал лучшим в профессии. Доказал, что не нужно никуда уезжать, чтобы стать лучшим из лучших.
Гладков формирует из них новую команду в белгородском образовании. В неё уже вошли настоящие звёзды российской педагогики. Это призёр конкурса «Учитель года» 2023 года, учитель физики Михаил Ладных из школы «Алгоритм успеха». Призёр 2024 года, учитель обществознания и истории из школы № 2 Губкина Игорь Гребёнкин.
Победитель Всероссийского конкурса «Первый учитель» 2024 года Светлана Редченко из Чернянки, призёры этого же конкурса 2025 года Виктория Хороших и Анастасия Степанова. Один из лучших госпитальных педагогов в стране Геннадий Шеин также работает в Белгородской области.


Победы в федеральных конкурсах не самоцель, а лишь индикатор состояния учительского корпуса. Именно они главные проводники новых идей в образовании. Именно таких педагогов новой волны глава региона называет своей командой, которая поможет сделать белгородское образование лучшим в России.
В Белгородской области запустили пилотный проект по сокращению бумажной нагрузки на учителей при помощи цифровых решений, вводят новые премии и системы мотивации — всё это должно привлечь в профессию самых талантливых педагогов.
«Мы договорились со школами, что критерии эффективности образования не четвёрки и пятёрки. Мы просто не говорим об этом детям. Для нас главный критерий эффективности — успешность ребёнка. Важно, чтобы по окончании школы ученики могли поступить в колледжи или вузы и затем трудоустроиться на белгородские предприятия. Эффективность директора школы определяется именно тем, какое количество детей придёт в белгородские организации и останется там работать через год», — подчёркивает губернатор.
Вячеслав Гладков впервые публично заявил о том, что роль учителя — не просто в преподавании. В истории новой России случился момент, когда школа фактически утратила функцию воспитания. В белгородской системе образования эта функция не только возрождается, но и переосмысливается.
«Главное — это доверие, которое происходит или нет между учителем и ребёнком. Мы видим много случаев, когда у родителей не получается удержать его в правильном фарватере. Разорваны ориентиры, ребёнок не видит будущего, ещё и вокруг много отрицательной энергетики. Учитель, как герой романа «Над пропастью во ржи», — последний человек на краю поля. Он подхватывает растерянных детей. Подхватывает, потому что иначе они погибнут», — отмечает Вячеслав Гладков.
Возможность найти себя — это и есть главная цель всей вертикали в образовании: от нянечки в детском саду до наставников в ссузах и вузах. И Белгородская область остаётся пока единственным регионом, который именно в таком виде не только сформулировал такую цель в образовании, но и выстраивает всю инфраструктуру вокруг этой цели.


Белгородские власти благодаря партнёрству с частной школой «Летово» тиражируют уникальные практики этой школы на все учебные заведения нашего региона: стандарты, которые разработаны для элитной школы, становятся доступны абсолютно для всех. Безо всяких фильтров и отборов.
Вячеслав Гладков заявляет, что это принципиальный момент, который зачастую становится предметом спора с крупными предпринимателями и меценатами: он наотрез отказывается делить детей на группы по какому-либо признаку.
«Команда «Летово» недавно приезжала и проводила стратсессию с нашими флагманскими школами, за что мы очень благодарны. У них очень много чему можно поучиться, но у нас тоже есть много особенностей. Они работают с очень талантливыми детьми, а у нас стратегия немножко другая. У нас нет неталантливых детей. И если ребёнок пока ещё не нашёл себя, то это проблема школы. То есть не нашли ключик, не помогли — это проблема власти, что не создали условия для развития внутреннего потенциала учителя, не создали инфраструктуру, не создали среду, не дали возможности. Поэтому это ответственность глав местного управления, губернатора», — подчёркивает он.
По образу «Летово» в регионе уже создали флагманские школы, где тестируют новую модель образования. Все стратегические цели развития декомпозированы на школу и на каждого учителя. И учителям достижение этих целей позволит удвоить свои зарплаты.
«Учителям, которые достигнут целевых показателей, мы к 1 сентября 2026 года увеличим зарплату в два раза. С 58 тыс. рублей она вырастет в среднем до 120 тыс. рублей. Я понимаю, что деньги никогда не были на первом месте для учителей. Но, с другой стороны, люди должны быть мотивированы», — объясняет эксперимент Вячеслав Гладков.
Фактически Гладков запустил уникальный за всю историю новой России проект в образовании, когда в крайне консервативную отрасль привносятся прорывные и дорогостоящие технологии. И помочь они должны не только одарённым детям, но и тем, кто носит в дневниках пока что двойки и тройки.
Важный аспект белгородского образования заключён в том, что уровень дохода родителей никак не должен влиять на самооценку детей в школах. Условия априори равны. Наполнение школ специально создают таким, чтобы ничего извне туда не приходилось приносить. Это и должно обеспечить ощущение равенства.


Несмотря на то что успех ребёнка в школе творят не стены, а учителя, Гладков запустил беспрецедентную по масштабу и объёму расходов программу обновления школ. За четыре года построили 16 школ и 21 детсад, три объекта среднего профобразования. Капитально отремонтировали 98 школ и 45 детских садов, 31 организацию среднего профобразования.
Пять лет работы Гладкова на посту руководителя региона позволили уже в 2025 году 30% белгородских детей отправить в новые или капитально отремонтированные школы и детские сады.
«Моя школа» в Репном, «Большая Медведица» в Северном — только начало большого преобразования внутреннего содержания школ. К ним можно прибавить десятки отремонтированных школ, Центр одарённых детей в формате «Сириуса» за полмиллиарда рублей и абсолютно уникальный для России детский санаторий «Бригантина «Белогорье» в Крыму, в котором власти планируют построить и вторую очередь. К 2029 году в Белгороде появится и президентская школа — одна из 12 флагманских школ во всей стране, где будут помогать развивать свои возможности талантливым детям с 7-го по 11-й класс. Эта же школа станет и ресурсным центром для всей системы образования Белгородской области.
Особенность белгородского подхода в том, что каждый проект новой или ремонтируемой школы уникален — как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения её наполнения. Он проходит несколько стадий обсуждения на архитектурно-градостроительном совете, а затем глава региона лично контролирует ход стройки, попутно наделив директоров школ статусом заказчика.
Губернатор уверен, что диалог с детьми о патриотизме начинается не со слов, а с чувств, которые ребёнок испытывает в школе:
«Школы формируют отношение в том числе и к государству. Когда ты ходишь по коридору с осыпающимся потолком и облезшими стенами, ни о каком гармоничном развитии личности речи быть не может».
Вместе с возвращением школе функции воспитателя в Белгородской области меняют и формат учреждений. Теперь это школы полного дня, в которые можно привести ребёнка утром и забрать вечером. Помимо уроков, ученик может, не выходя за территорию школы, бесплатно посетить всевозможные кружки и секции.
«Вопрос о правонарушениях детей зачастую связан с тем, что ребёнок никому не нужен дома и в школе, он предоставлен сам себе, ему нечем заняться. А если ты утром встал, зубы почистил, умылся, оделся, пришёл в школу с восьми до восьми, где ты занимаешься наукой, спортом, творчеством, учёбой, выполнив домашнее задание… Где тебя вкусно накормили, ты позанимался в патриотическом клубе, ты пришёл домой довольный, успешный, всё выполнил — физически время на хулиганство не остаётся», — объясняет выгоды формата сам губернатор.


Несмотря на сложное время, Белгородская область остаётся одним из регионов-лидеров по развитию системы образования. Такие школы, как «Большая Медведица», — это пример высокого уровня организации системы образования и очень современной инфраструктуры. Важно, что для региона эта отрасль — приоритетное направление и что оказывается поддержка школам, детским садам и колледжам, — заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов во время своего визита в Белгородскую область в сентябре 2025 года.
Регион переживает самый тяжёлый период с момента своего создания и буквально под обстрелами строит школы, которые становятся примером для всей страны. В 2021 году в области только 40 выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов, а в 2025-м — уже 94. И это с учётом дистанта!
При этом результаты выпускников растут по самым нужным для профессий будущего дисциплинам: профильной математике, физике, химии, биологии, информатике. Белгородская область единственная после Москвы повысила норматив содержания школьников до уровня лицеев и гимназий. Это решение касается абсолютно всех учеников, и оно позволило в сложное время привести в школы беспрецедентные деньги. Результаты налицо: регион из аутсайдеров рейтинга по качеству образования Минпросвещения и по качеству проведения ЕГЭ поднялся в лидирующую группу.
Решение вложиться финансовыми, человеческими и административными ресурсами в задачу сделать образование лучшим в России максимально прагматичное. Вячеслав Гладков говорит, что регион, как и вся страна, вступает в период жестокой борьбы за кадры и ещё более жестокой — за квалифицированные кадры. И каждый раскрывшийся внутри региона ребёнок принесёт Белгородской области новый экономический расцвет. И это дело ближайшего будущего.
«Нет ни одной семьи, ни одного ребёнка и взрослого, который не любит Белгородскую землю. Это глубинная, удивительная любовь. Но вдруг он приходит и говорит: я ухожу. Потому что взрослые не дают понимания, а где мне, ребёнку, приложить свои усилия и знания. Я начинаю переживать: вдруг я буду неуспешен? Вдруг у меня не получится? А вдруг за морями и далями я получу какие-то знания, которых здесь нет? Но лучше Белгородской области реально нет! Если мы эту проблему не решаем, мы теряем ребёнка. Теряет наша экономика, социальная сфера. Но если у нас получится ему показать всё, что мы можем, тогда он остаётся здесь. И он раскрывается», — отмечает губернатор.
И раскрывать их будут такие, как Дмитрий Баланчуков. Учителя, которые совсем недавно сами стояли перед выбором: шагнуть ли в неизвестность столичной суеты или попробовать найти себя здесь — среди близких и своих?
Эти учителя не ропщут на молодёжь, а хвалят школьников и уверяют их: именно вы будете вершить судьбу Белгородской области. Всё то, что происходит в регионе прямо сейчас, — это подготовка стартовой площадки для тех, кто, преодолев испытания и ужас войны, будет строить мир справедливым. Для тех, чья любовь к родной земле прошла самые сложные испытания. И не угасла.
Сергей Шевченко












