Илья Рудь на первое место в жизни ставит знания. Сейчас он учится на 4 курсе социально-теологического факультета института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ». Илья уже имеет 11 научных публикаций на тему исторического развития Русской православной церкви, капитан вузовской сборной команды-победительницы «Святое Белогорье». Организатор, участник международных, всероссийских научных, научно-практических конференций, форумов, чтений в Арзамасе, Белгороде, Липецке, Шадринске, Минске (Республика Беларусь), всероссийских межвузовских олимпиад, интеллектуальных турниров, фестивалей, конкурсов. Этим летом юношу в составе группы студентов и преподавателей историко-филологического и социально-теологического факультетов БелГУ премировали поездкой в Карелию с целью ознакомления с религиозными, социальными, природными и этнокультурными объектами региона. Именно о его путешествии на суровый российский север, в живописный край тысячи озёр — эти путевые заметки от лица слушателя.
Илья и его спутники выехали из Белгорода на автобусе и добирались около 30 часов до Кондопоги в Карелии. Дорога была нелёгкой — всё‑таки сутки с четвертью в одном укачивающем положении. Остановки случались лишь в городах и на заправках.
Необычное название города Кондопога объясняют по‑разному: «медвежий угол», «сосновый залив». Располагается он в Кондопожской бухте Онежского озера. По побережью можно погулять, полюбоваться красотами, рыбку половить. Несмотря на маленькое население (около 34 тысяч человек) и «детский» возраст (88 лет), город по‑своему красив, интересен. Здесь многое осталось от советских времён, но изменения тоже нельзя не заметить: базы отдыха, ресторанчики, крупные сетевые магазины и, конечно же, мелкие магазинчики с морскими продуктами и деликатесами. Место знаменито тем, что на целлюлозно-бумажном комбинате производят около одной трети всей бумаги страны и в этом маленьком городишке родились, начали свою спортивную карьеру известные российские лыжницы Лариса Лазутина и Евгения Медведева. Ближайший крупный город — Петрозаводск — находится в 54 км.
Наши туристы, приехав вечером, изрядно продрогнув в умеренно-континентальном климате, разошлись по номерам отеля «Карелия». Утро встретило молодёжь ранним завтраком (началом знакомства с местной кухней) и стартом экскурсий по живописным местам.
В первый день Илья с группой побывал в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре (Ленинградская область), широко известном своими старинными постройками XVI-XVIII веков. Это достаточно красивое строение с белыми стенами, изумрудного цвета куполами крыш и золотыми крестами.
Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди (финно-угорские племена). В момент приезда нашей группы в монастыре шла литургия, поэтому общения с духовенством не получилось. Но были открыты мощи преподобного Александра Свирского и путники смогли к ним приложиться.
Утро следующего дня организаторы тура посвятили местному фольклору. Ребята учились игре на карело-финском музыкальном инструменте кантеле. Кантеле — это щипковый струнный дощечный инструмент, очень схожий с гуслями, в старину имел пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами, их число доходит до тридцати девяти. Затем гости танцевали карельские, финские, вепсские танцы, наблюдали таинственные обряды шамана, готовили местное кулинарное блюдо — карельские «Калитки» (открытые пирожки из ржаного теста с начинкой) и делали традиционный оберег путника.
Мастер-классы сменились экскурсией в природный заповедник «Кивач» (в переводе «олениха»). Он поразил Илью шумным водопадом Кивач (вторым по величине среди равнинных в Европе) с чистейшей водой, пьянящим воздухом. Кстати, 100% чистый воздух Карелии здесь продают в баночках, и это не шутка.
«Кивач» — один из старейших (1931 г.) и первый в Карельской местности заповедник. Площадь составляет 10 930 га, или примерно 110 кв. км. 85% его территории покрыто лесом. Возраст лесов колеблется, в среднем это 135 лет. Возраст отдельных его участков достигает более 240 лет, некоторые сосны растут здесь уже около 440 лет. Водоёмы заповедника занимают 10% территории, к ним относятся 14 озёр. В заповеднике запрещена охота, но возможен сбор грибов и ягод. Далее прогулки продолжились по национальному парку «Гирвас» («лось»), расположенному по территории древнего застывшего вулкана. Когда‑то, около трёх миллиардов лет назад, здесь бушевала огненная стихия. Закаменевшая платформа сохранила свой грозный вид.
Впечатлили туристов и Соловецкие острова — холодный и неповторимый край. Суровая красота Белого моря, потрясающие картины местного монастыря навсегда остались в сердцах путников. Чтобы попасть туда, выезд назначили на пять утра, завтрак — и того раньше. Да и во все остальные дни спала группа по полтора-два часа в сутки.
Добирались до монастыря по беломорским водам на корабле «Николай Косяков» — иного пути нет. Ребятам и преподавателям было очень холодно: август там ощущался как конец октября с шестью градусами тепла и сильным, пронизывающим ветром. Совсем не радостно встречали чужих Соловки, а присмотревшись, провожали намного теплее.
Соловецкий монастырь — это мощная крепость с огромными толстыми башнями. Стены — из высоких валунов. Их толщина и прочность испытали на себе в своё время атаки англичан. Сегодня монастырь находится на реконструкции.
Чтобы обойти все соловецкие объекты, одного дня мало, так как это не одно сооружение, а множество скитов, маленьких храмов и прилегающая территория. Живут здесь только монахи и реставраторы.
Илья со своими спутниками чуть свет уже спешил на остров Кижи — настоящую жемчужину деревянного зодчества. Это один из 1369 островов в северо-восточной части Онежского озера.
Остров оказался совсем не большим населённым кусочком суши в шесть километров в длину и один — в ширину. На двухчасовой экскурсии туристов познакомили сначала с Кижским погостом XVIII-XIX веков, а также с уникальным архитектурным комплексом, храмами, построенными без единого гвоздя.
Возвышается среди них церковь Преображения Господня. Она относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — восьмерик — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Церковь сделана из сосны, увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков. Резной, позолоченный четырехъярусный иконостас состоит из 102 икон. Его рама датируется II половиной XVIII века. Две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — из последней трети XVII века, остальные — из разных периодов XVIII века.
Храмам Кижи по 300 лет, но они не утратили первозданной красоты и величия. Позолоченные деревянные купола меняют свой цвет в зависимости от погоды, переходя из золота в изумруд. Многие находятся на реставрации.
Завершала насыщенный впечатлениями день поездка в Петрозаводск. Большой красивый город представил белгородским гостям свои главные достопримечательности. В 35 км от него возвышается на 30–40 метров колоритная гора Сампо (в мифологии — чудо-предмет с магической силой, источник счастья). Поверхность горы скалистая, местами поросшая мхом. После дождя она становится очень скользкой. На таком основании растут деревья и цветы. На верхушке оборудована смотровая площадка для любования красотами зелени и близлежащих озёр. Эта гора ещё известна тем, что в 60-х годах XX века здесь снимали советско-финский фильм «Сампо» по мотивам карело-финского эпоса.
После горных высот Илья с ребятами отправился на марциальные источники. Марциальный курорт в своё время стал первым российским курортом. Этот год для него юбилейный. Курорт был открыт Петром I в 1719 году на базе железистых минеральных источников. А обнаружил целебность тех вод в 1714 году обычный карельский крестьянин Иван Ребоев, случайно испивший водицы и исцелившийся от тяжёлой давней болезни. Царь испытал на себе целебные свойства марциальной воды и четырежды приезжал на воды в Карелию. Вода здесь творит чудеса, её наливают в ванны, ёмкости, чтобы было удобно пить, дегустировать.
В последний день, двигаясь по направлению к дому, Илья и его группа побывали на бывших финских территориях. До 40-го года прошлого века они принадлежали Финляндии, а затем присоединены к СССР. Население сегодня здесь составляют русские, финны, карелы, вепсы. Карелия — смесь народностей. А потому географические названия для наших были весьма забавны.
Студенты посетили мемориальный комплекс в память участников Финской войны 1939–1940 годов, посмотрели памятник, где советские войска попали в окружение. Там возвышается крест, на котором с двух сторон изображены девушки: одна — финка, вторая — русская.
Следующим на пути стал горный парк «Рускеала» («коричневая, бурая»). Это поистине бесконечная галерея шедевральных картин живой природы, неиспорченной человеком и заботливо охраняемой законом. Здесь каждый метр неповторим, бесценен, уникален. Мраморные скалы отражаются в зеленоватой глади чистейших озёр. Водоёмы словно кто‑то спрятал в широкие гладкие ладони мрамора, высоких скал, бушующей зелени. Все, кто посетил эти места, считают их символом возрождения карельской земли, гармонии человека и природы, жемчужиной Северного Приладожья.
Среди местных уголков особо выделяется старинный город Сортавала (имеет несколько переводов имени). Здесь когда‑то добывали мрамор. Известный французский архитектор I половины XIX века Огюст де Монферран именно из рускеальского мрамора построил в Петербурге Исакиевский собор. Сегодня на этом месте располагается парк с красивым озером, одна из главных турзон Карелии. «Рускеала» раскинулся в 30 км от границы с Финляндией и на том же удалении — от городка Сортавала, спрятанного среди скалистых шхер (архипелага мелких островков) северо-западного побережья Ладоги.
Общая протяжённость водных артерий республики составляет около 83 000 км — это в два раза больше длины экватора планеты. Поэтому очередным пунктом данной программы стали небольшие рускеальские водопады на речке Тохмайоки («бешеная или дурная река»). Один из них — Ахвенкоски («окуневый порог») — самый большой водопад из каскада четырёх равнинных водопадов.
Затем группа пришла в посёлок Гирвас. Эти места тоже являются достопримечательностью с точки зрения кинематографии. В 1972 году здесь был снят эпизод известного фильма «А зори здесь тихие». В одном из рускеальских водопадов купалась героиня фильма Женька Комелькова. Там же был снят и современный ремейк фильма. На месте съёмок стоят стенды с фотографиями героев и эпизодов.
В 2010 году здесь опять побывал кинематограф: снимали фильм «Тёмный мир». Для съёмок выстроили избушку, которая стоит и по сей день, гармонично вписывается в комплекс из деревянных дорожек, указателей, фигур и пр. Внутри той избушки, как написано на ней, обитает живой филин. Через «бешеную» речку перекинуты верёвочные мостики и по ним проходят самые отважные путники. Помимо названного здесь снимались фильмы «Белое солнце пустыни», «Абориген», «Деревня Утка», «И на камнях растут деревья», «Охота на пиранью», «Платина 2» и др.
Завершал карельский вернисаж Валаам, «Северный Афон», как его называют. Илья много читал и смотрел о нём, но увиденное его глубоко впечатлило. Члены белгородского Византийского клуба познакомились с историей и памятниками этой земли, Валаамского монастыря, скитами, храмами.
Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь основан по одной версии в X веке, по другой — в XV веке. Это уникальный центр русского монашества. В свое время монастырь посещали представители царской династии. После революции Валаам стал частью Финляндии и этим спасся. А когда территория вновь обрела советский статус, многие монахи забирали церковные святыни, имущество, боясь гонений, и уходили в Финляндию.
Монастырь действующий, здесь живут монахи и реставраторы. Особенно нашего героя поразили величавость и богатое убранство отреставрированного здания. Он разделен на нижний и верхний храмы. Когда прибыли туристы, в верхнем шла служба. Нижний храм выполнен в византийском стиле, мало росписи, но очень красив иконостас. Вся усадьба монастыря делится на две составляющие — внешнее каре (XIX в.) и внутреннее каре (XVIII в.). В связи с этим отличаются архитектурой. Во внутреннем каре, как и в храме, съёмка запрещена.
На монастырской территории особую достопримечательность представляет фруктовый сад. Его самые древние яблони, посаженные монахами, отметили 100-летний юбилей. Они до сих пор плодоносят.
Сегодня в монастыре живёт новое поколение монахов. Они имеют свою ферму коров и помимо прочих продуктов делают вкусный монастырский сыр — им и угостили белгородскую группу. Также действует мужской хор «Валаам» — монахи всех возрастов очень красиво поют и нашим землякам удалось насладиться духовными композициями в их великолепном исполнении. Кроме того, монахи увлекаются современной фотографией. Доказательство тому — фотовыставка их работ «Валаамский монастырь глазами братии», с которой познакомились и наши герои.
Возвращались домой усталые, но довольные и переполненные эмоциями путники в полудрёме, под плавное укачивание спешившего автобуса. Илья Рудь перелистывал весь карельский архив своей памяти и был полон картин, слов, фраз, обычаев этих загадочных мест. Больше, ярче, глубже вошла в его сердце красота края тысячи озёр, его первозданность, непривычная некомфортность (и это важно), неотшлифованность и дикость, а оттого притягательность сурового самобытного мира Карелии. И если правда, что познание мира — это познание самого себя, то наш юный земляк сделал в этом направлении первые и верные шаги.