Пруды — визитная карточка Ивни, известная далеко за пределами района. Здесь водится немало рыбы, а местные жители не прочь провести свободное время с удочками наперевес. Поэтому день рыбака, традиционно отмечаемый в России во второе воскресенье июля, для многих праздник близкий. В этом году он выпал на 12 июля. Мы прогулялись вдоль центрального ивнянского пруда и поговорили с повстречавшимися рыболовами о том, кто именно тут водится и в чём радость такого досуга.
На мосту то там, то тут виднеются одинокие фигурки рыбаков. Опытные, они предусмотрительно запаслись не только наживкой и тонной терпения, но и головными уборами: в такой солнцепёк далеко не лишняя мера предосторожности. Водная гладь недвижима, и мне кажется, что рыба наверняка поленится лишний раз шевельнуть плавником, чтобы доплыть до дразнящего червячка.
«В жару, конечно, ловится хуже, — согласился с моими размышлениями местный житель Иван. — Поэтому наведываюсь рыбачить как можно раньше: как рассветёт, я тут как тут. В это время года даже в три часа можно приходить, будет хорошо клевать».
Ловит он, по его же словам, «старым дедовским способом»: поплавок — из гусиного пера, на крючок наматывается манка-болтушка. Получается неплохо — видно, рыбы кашу любят и ценят. Наверное, секрет в том, что в их повседневной жизни её не встретить — деликатес! Чаще всего клюёт плотвичка, а самый крупный улов этого сезона был весной — тогда Ивану довелось поймать четырёхкилограммового карпа.
«Сказать правду: я сюда хожу не столько за уловом, сколько чтобы убить время и получить удовольствие. Посидел на речке, подышал свежим воздухом — хорошо же! — улыбнулся рыбак. — А что поймаю, потом кошке скормлю. Если хорошая попадётся, то и сам могу съесть, но такое бывает нечасто».
Сидящий неподалёку Анатолий тоже ловит рыбу не для себя. Он рассказал, для кого предназначен его улов:
«У меня есть хозяин — кот, он мой улов и поедает. Я на пенсии, поэтому каждый день прихожу, поймаю несколько рыбёшек — и хватит. А даже если день будет неудачным, рыба будет ловиться плохо, то и в этом есть свои плюсы: домой идти легче».
Заготовленное им рыбное меню намного разнообразнее, чем у собрата по увлечению: в качестве приманки Анатолий использует и кукурузу, и пророщенную пшеницу, и опарышей. Надоест рыбе одно, перестанет клевать, а новое и свежее под рукой. Угадать с пищевыми пристрастиями здесь гораздо важнее классических рыбачьих заветов хранить тишину.
«Звуков здешняя рыба не боится, давно привыкла: по мосту же постоянно ходят, трясут, шумят, – объяснил Анатолий. Именно в этот момент, словно в подтверждение его слов, начинает подрагивать поплавок – кажется, наши разговоры дерзкой плотвичке оказались безразличнее кукурузного зёрнышка».
Пока Анатолий колдует над садком, где уже бьются пять или шесть рыб, я рассматриваю удочки: непривычно короткие и маленькие, совершенно непохожие на своих длинных сестёр.
«Дело в том, что это специальные зимние удочки, ещё советские, – пояснил рыбак. – Обыкновенные слишком уж длинные, их тянуть приходится, они постоянно цепляются за всё вокруг, мешаются. А эти компактные, удобные».
А ещё старые удочки – словно привет из детства, когда юного ивнянца учил рыбачить отец, делился хитростями и премудростями ловли. С тех пор эта любовь и длится, не исчезая и не теряясь в годах.
А вот для Валерия Волкова рыболовство не просто увлечение. Для него это дело всей жизни.
«Я тридцать лет проходил в Мурманске в море. Вышел на пенсию, переехал сюда и теперь ловлю маленькую рыбку. Мне не улов важен, а сам процесс. Пришёл, посидел, посмотрел на поплавок. Пусть даже не клюёт, но душа успокаивается, нервишки начинают становиться на место, сразу чувствуешь себя спокойно и хорошо», — объяснил рыбак.
Именно сюда Валерий Михайлович приходит порыбачить редко – ему больше по душе пруд на Сметановке. Там хорошо ловится карась, причём весьма солидный: Волков показывает руками средний размер сметановской рыбы и поясняет для меня, далёкой от рыболовства, – 700–800 граммов.
«А в этом пруду самая большая рыба, которую я ловил, – карп на семь килограммов, – рассказал Валерий Михайлович. – Вообще здесь водятся и плотвичка, и окунь, и щука, и судак – одним словом, рыбы самые разные. Даже сомята есть, которых мы сами запустили в пруд ещё мальками».
«Мы» – это местное сообщество рыбаков, в основном пенсионеров, которым дома делать нечего или наоборот, есть что делать, но не хочется, смеётся Волков. Вместе они следят, чтобы в ивнянском пруду не ловили рыбу сетями или электроудочками, покупают мальков и выпускают в воду. И если в их силах сделать досуг с удочками ещё лучше, ярче и интереснее, они этим займутся. Ведь рыболовство – это не просто несколько часов наедине с водой. Это – настоящий ритуал товарищества, интереса и радости.