Курасовские выпускники, ученики, учителя и их родители в октябре этого года отметят 40-летие местной сельской школы. Многие считают, что учитель – это не профессия, а призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, который хочет стать учителем: твердость характера, беспокойное сердце, чистую совесть, строгость, мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное любовь… к жизни, к профессии и прежде всего к детям.
Нет в расписании уроков великодушия, благородства, уважения к старшим, уроков достоинства, чести, патриотизма. Но учитель учит всему этому ежеминутно, ежечасно, каждой своей мыслью, каждым словом, жестом, манерой говорить. Он непрерывно воспитывает детей своим обликом и поведением.
«Вся гордость учителя – в учениках, в росте посеянных им семян», — заметил русский учёный Дмитрий Менделеев.
Действительно, за открытиями учёных, за достижениями профессоров и учёных деятелей всегда стоят учителя – проводники для ученика в мир науки и познаний. В каждом из нас хранится частичка души, подаренная учителем. Неслучайно, даже спустя много лет, мы с трепетом и волнением переступаем порог школы и с большой теплотой вспоминаем наших учителей.
На фотографии запечатлены учителя курасовской школы 80-х годов прошлого столетия. Это профессионалы, влюбленные в жизнь, в своё дело, энергичные, удивительно работоспособные и готовые свернуть горы. Молодость может всё: преодолевать трудности, намечать и воплощать в жизнь грандиозные планы, любить, дружить, фантазировать и быть романтиками. Время да и сама жизнь, как известно, быстротечны и необратимы.
«К сожалению, некоторых из коллег на снимке уже нет с нами, другие – уже давно на заслуженном отдыхе. В годы своей молодости этот коллектив курасовских педагогов во многом добивался успехов, был на слуху у всего района», — вспоминает учитель-пенсионер Галина Переверзева.
Поддержкой молодым кадрам во всех начинаниях были старшие коллеги, любимые и уважаемые наставники – директор школы Анастасия Шеховцова, строгий, но справедливый завуч Елена Белоусова, учителя: Вера Дуракова, Антонина Косова, Екатерина Подгорная, Галина Шумакова, Зинаида Шеховцова, Валентина Ткаченко, Ангелина и Василий Пеньковы.
«Молодые коллеги, к числу которых в то время относилась и я, всегда с интересом посещали уроки своих наставников, учились у них мастерству, следовали их советам и бесконечно любили их и уважали», — поделилась Галина Александровна.
Наставники учили строить работу так, чтобы ребенок понимал и чувствовал, что с каждым днем с помощью учителя он становится умнее и эрудированнее. Детей покоряет в учителе влюбленность в знания. Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света.
Миссия учителя – учить школьников переживать счастье от проделанной работы, от умения правильно мыслить, от выработки способности самостоятельно овладевать знаниями. Открытые уроки для своих коллег, предметные смотры знаний, телемосты по истории и иностранному языку, работа в научном обществе учащихся, в предметных кружках – это не дополнение к урокам, а самостоятельная дорога в мир познания, интересное, захватывающее путешествие в науку.
Школа входит в душу ребенка как бесценное богатство, прежде всего, благодаря ни с чем не сравнимой роскошью человеческого общения. С большой теплотой отзываются выпускники школы, ныне взрослые люди, об Антонине Косовой: «…она учила нас не только мыслить, но и грамотно выражать свои мысли», не перестают восхищаться искусством владения химией и умением передать знания своим наставникам Галины Шумаковой, мастерством проведения уроков математики и влюблённостью в свой предмет Раисы Полуляховой. С особым теплом вспоминают бывшие ученики любовь и требовательность, душевность и строгость Любови Гафаровой и Тамары Юдиной. С уверенностью можно сказать, что выпускникам этих педагогов по‑настоящему повезло, потому, что они встретили на своем пути настоящих профессионалов своего дела.
По словам В. А. Сухомлинского, «Учитель – это первый светоч интеллектуальной жизни. Человек не может быть счастливым без знаний, без образования». Светом, озаряющим дорогу, является книга. С самого старта, с начальных классов ребенку нужно прививать любовь к чтению, к книге.
Это понимали и к этому всегда стремились курасовские педагоги. Неоднократно в школе проводились родительские собрания на тему заинтересованности детей книгой, чтением. Педагогический коллектив изучал силы и возможности детей разного возраста. Оказалось, что ученики начальных классов способны овладевать более широким объемом знаний, поэтому дети этого возраста легче поддаются экспериментам. У них живой и подвижный ум, цепкая память, большая активность. По инициативе директора школы Раисы Полуляховой в школе было организовано обучение пяти- и четырехлеток. Учителя Тамара Юдина и Нина Ерёмина, заведующая кабинетом начальных классов Валентина Повольнова, завроно Валерий Тадтаев, завуч школы Ангелина Пенькова помогали коллегам в этом эксперименте. Известно, что, чем сложнее умения и навыки в младшем возрасте, тем выше уровень развития детей в среднем и старшем звене. Результат таков: все выпускники экспериментального класса успешно сдали ЕГЭ, из 17-ти учеников этого выпуска трое поступили в колледжи, остальные — в вузы.
«Источник желания учиться — в характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли. Каждый ребёнок умен и талантлив», — твердо убеждены курасовские учителя.
Важно, чтобы этот ум, этот талант стал основой успеха в учении и в жизни. А умно, ненавязчиво помочь ему в этом должен учитель. В этом для нас, учителей, всегда был пример директора Анастасии Шеховцовой. С 1958 года по 1983 год она вела коллектив за собой, сподвигала его на добрые, нужные дела. Это по‑настоящему народный учитель с беспокойным сердцем, энтузиаст, влюблённый в жизнь и в своё родное село человек. Анастасия Яковлевна — «Отличник народного просвещении РСФСР», «Отличник народного просвещения СССР», Почётный гражданин Ивнянского района.
В те годы в области существовали школы-комплексы, работа в которых первой и второй половины дня были тесно объединены. Во второй половине дня школьники посещали кружки по интересам, занимались с белгородскими специалистами, работниками Дома культуры и школы искусств, посещали спортивные секции.
Сегодняшние ученики школы успешно участвуют в спортивных соревнованиях. А ведь это продолжение добрых традиций школы. Любовь к спорту сумели привить замечательные физруки Иван Землянский, Михаил Черкашин, Анатолий Павликов.
Сильной стороной школы было и остается патриотическое воспитание. Под руководством учителя истории Нины Ерёминой, которая затем стала директором школы, учителя заботливо взращивали, лелеяли патриотический дух поколений: приглашали на праздники ветеранов войны и труда, посвящали вечера воинам-интернационалистам, активно велась «тимуровская» работа. В школе работал клуб «Поиск», идея создания которого принадлежала Анастасии Шеховцовой.
На протяжении многих лет в школе действовал военно-патриотический клуб «Справедливость силы», которым руководил выпускник школы Сергей Татаренко. Увлечённые военной подготовкой, некоторые его воспитанники впоследствии связали свою судьбу с профессией военного.
«Дети в школе жили и живут радостной, интересной жизнью, наверное, потому, что здесь всегда работали талантливые люди. Среди них удивительный человек, художник-оформитель, преподаватель рисования и черчения, руководитель фотокружка и кружка по туризму Николай Косов», — отмечают учителя.
Многие светло вспоминают о Николае Степановиче. Он – родоначальник школьного музея, его последователями стали Александр Чупахин и его сын Виталий. Николай Степанович прививал детям любовь к природе, ходил с ними в походы по родному краю, участвовал в районных и областных соревнованиях по спортивному ориентированию. В одном из них команда курасовских туристов, капитаном которой была Галина Горбачева, заняла I место и была награждена двумя туристическими палатками и спортивным инвентарём.
В сельской местности трудовое воспитание – одно из главных направлений деятельности школы. Много лет подряд этот нелёгкий участок работы возглавляла заслуженный учитель РФ Любовь Шеховцова. Научить ребенка физически работать – дело трудное. Ведь ребёнок стремится работать тогда, когда труд доставляет ему радость. Согласитесь, задача почти невыполнимая. А Любовь Ивановна всегда успешно с ней справлялась.
Любовь Ивановна со своими воспитанниками ставили опыты по заданию белгородской сельхозакадемии, были участниками ВДНХ в Москве. Успешно работала производственная бригада. Школа удостоена диплома ВДНХ, поездками в Москву, Калининград, Севастополь, Прибалтику и другие города. Любовь Шеховцова была награждена бронзовой медалью ВДНХ. Неоднократно учебно-опытный участок курасовской школы был награждён грамотами областного отдела народного образования с занесением на областную Доску почета. По выполнению программы по самообеспечению школа заняла I место в области и была награждена ценным подарком – автомобилем «Москвич».
В школе ученики получали профессии водителя и тракториста. Уроки Михаила Еремина были важными и необходимыми для ребят. И к тому же очень интересными и увлекательными.
Педколлектив сельской школы воспитал немало своих последователей. Практически все предметы в школе ведут её выпускники. Кроме того, многие выпускники трудятся в школах района и области. Они работают добросовестно, ответственно, с огоньком и интересом. Для них нет профессии важнее и значимее, чем учитель. В настоящее время педагогический коллектив Курасовской средней школы возглавляет Александр Чупахин. Это удивительно трудолюбивый и целеустремлённый человек. Все ему по силам, а, значит, непременно будет и успех!