Первой остановкой в нашем плавании была Казань. Я была уже в этом городе, была и в его знаменитом Раифском монастыре и поэтому не ждала особых впечатлений. И зря! Именно эта, первая из семи запланированных стоянок в разных городах, оставила наиболее сильные чувства.
Кто не помнит пушкинскую «Сказку о царе Салтане»? Купцы, остановившиеся по пути своего плавания у царя Гвидона, рассказывают:
«В море остов был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нём лишь дуб единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами…»
Фантазия поэта? Нет! Вот он – перед нашими глазами. Сказочно красивый чудо-остров-град. Единственная «поправка»: не на море он стоит, а на месте слияния трёх рек (тоже чудо!) – Волги, Щуки и Свияги. И назван по имени последней – Свияжск.
12 февраля 1550 года Иван Грозный осадил Казань. 11 дней длилась осада, множество жертв с обеих сторон. И грозный царь отступил. По дороге домой русские войска остановились на крутом берегу Свияги. Взору царя предстал поросший лесом остров «Круглая гора». Иван Грозный сразу смекнул, что эта высота над Волгой позволит ему держать под контролем речные пути, да и саму Казань. И решил выстроить тут крепость, которая поможет ему захватить столицу Казанского ханства. Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову составить чертежи крепости и начать строительство. Но не здесь, а в Угличских лесах. Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквями. Каждое бревно тщательно пронумеровали. И весной все постройки разобрали и на судах сплавили к устью Свияги. А 24 мая 1551 года заложили город. Для этого очистили вершину горы от леса, но выяснилось, что привезённого материала хватит лишь на половину острова. Остальные здания рубили уже тут, из местного леса. И – небывалый случай в истории архитектуры! – уже через 4 недели на Круглой горе вырос город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями. И, конечно же, с мощными пушками. Казанцы, обнаружив на диком острове город-красавец, ахнули в изумлении и страхе. Но было уже поздно. Кстати, строились здесь храмы без единого гвоздя и даже без пилы – тогдашние строители считали, что пила дерево терзает, а топор «поры закупоривает», поэтому рубленные храмы стоят дольше. Сегодня в Свияжске сохранилась единственная деревянная постройка той поры – Троицкая церковь.
После присоединения к Руси Казанского ханства Свияжск стал не только военным, но и духовным центром в сердце языческого Поволжья. Уже в 1555 году, одновременно с образованием Казанской епархии, здесь был заложен первый монастырь – Успенский. Первым настоятелем его был архимандрит Герман, прославленный в лике святых. Его мощи – главная святыня монастыря. Духовный авторитет архимандрита Германа был так велик, что Иван Грозный пожелал видеть его митрополитом всея Руси. Но Герман потребовал отмены опричнины и впал в немилость. По официальной версии, он скончался в Москве во время моровой язвы. Но князь Курбский писал в своих воспоминаниях, что Герман был убит опричниками. При переоблачении его мощей в 1888 году комиссия зафиксировала в отчёте, что «голова его была отрублена (…)двумя ударами – одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее». И сегодня святые мощи Святителя находятся в Успенском храме действующего мужского монастыря. Нам несказанно повезло! До недавнего времени в этом храме шла реставрация и экскурсантов в него не пускали. А сегодня реставрация закончена, но храм ещё не освящён, поэтому нам разрешили не только фотографировать, но и снимать в храме видео.
С осмотра этого храма и молитвы у мощей святителя Гурия и началось наше знакомство с островом. Мужской Успенский монастырь, в комплекс которого входит этот храм, построен из белого камня. Удивительно красивы и гармоничны все его постройки – не только храмовые, но и хозяйственные. Два храма – Успенский собор и Никольская церковь сохранились со времён Ивана Грозного.
В Успенском соборе сохранилась даже внутренняя роспись, которая сегодня реставрирована и поражает богатством красок и сюжетов, в том числе редких. Например, фресками, посвящёнными дням творения мира. Есть тут и фреска с событием низвержения бывшего ангела света – Люцифера, ставшего князем тьмы. Свергнутые с небес падшие ангелы летят, неестественно согнувшись, вниз головой. Есть здесь и изображение святого Христофора, которого иногда писали с собачьей головой. Но в Успенском храме он предстаёт с головой… лошади. По преданию, Христофор был римлянином огромного роста и силы из племени так называемых «пёсьеголовых» (кстати, об этом племени есть упоминание в «Путешествии Антиохийского патриарха Макария в Москву в половине XYII века, описанного его сыном архидиаконом Павлом Алепским»: патриарху Макарию и его спутникам в царских палатах показали этих (неведомых нам) пёсьеголовых людей, находившихся на службе у царя Алексея Михайловича). По другой версии, Христофор был настолько красив, что сам просил Бога дать ему скотскую внешность, чтобы женские взгляды не вводили его в искушение. А в алтарной части храма есть сюжет «Шествие праведников в рай». По предположению историков, замыкают шествие царь Иван Грозный и митрополит Макарий. Если это так, то перед нами – единственное изображение молодого царя Иоанна IY, который, конечно же, не был праведником (хотя сейчас некоторые православные, у которых ревность не по разуму, ведут разговоры о причислении Ивана Грозного к лику святых; надо сказать, что РПЦ не имеет к этому предложению никакого отношения). Из‑за таких неканоничных росписей в 19-м веке предлагалось записать их более привычными сюжетами. Но, к счастью, этого не случилось.
А на другом конце острова расположился Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в комплекс которого входит та самая деревянная церковь – одно из первых строений острова. Она носит имя Святой Троицы. К сожалению, в неё нам попасть не удалось – был уже ранний вечер и храмы оказались закрытыми. Самым молодым храмом этого монастыря является собор в честь Богоматери Всех скорбящих Радости, заложенный в 1898 году. Расписанный, как пасхальное яйцо, с величественным куполом, он и сегодня радует приезжающих на остров. Хотя история этого храма омрачена трагическим событием. Вскоре после революции 1917 года в храме, по приказу Троцкого, в нём были расстреляны красногвардейцы из расквартированных на острове частей Красной армии, которые не смогли выбить из Казани белочехов. В это же время приняли мученическую смерть и многие священнослужители.
Слушая рассказ экскурсовода, я думала: почему у нас до сих пор, говоря о «большом терроре», вспоминают лишь 1937–38 годы? «Великая» революция стала шествием разрушителя, показанным святому Иоанну Кронштадскому в видении в ночь на 1 января 1901 года, с самых первых своих шагов. И под пресс этой дьявольской машины попали и чужие (чуждые), и свои – без разбора.
Простите меня за это небольшое отступление, но это – часть истории острова, часть нашей общей истории, которая невольно вспоминается здесь, в Свияжске, когда на вопрос экскурсоводу о непонятных холмах, поросших травой и ничем не застроенных, получаешь ответ: «Это могилы взорванных храмов». Они, эти холмы, встречаются в чудо-городе повсюду. А ещё в 1920-е годы в Свияжске был поставлен памятник Иуде Искариотскому. Датский писатель ГаллингКеллер писал в мемуарах: «Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин – слишком легендарной личностью, поэтому остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу». Жутко даже читать, не то что представить.
В 1930-е годы в Свияжске открыли исправительно-трудовую колонию (как и в знаменитом Раифском монастыре). За время её «работы» здесь погибло более 5 тысяч человек – в несколько раз больше, чем население острова. Сейчас в память о погибших у монастырской стены установлен памятник.
А в 1957 году из‑за перекрытия Волги под Тольятти при постройке Жигулёвской ГЭС вода за одну ночь так разлилась, что оставила свободным только небольшой кусочек города на вершине горы, полностью перекрыв связь с внешним миром. Сообщение с «большой землёй» стало возможным только зимой, по льду. И лишь в 2008 году была построена насыпная дамба и связь с материком стала постоянной.
Говорят, сегодня в Свияжске живёт постоянно всего 240 человек. Из статуса «город» он давно уже переименован в «село». Но называется по‑прежнему – «остров-град Свияжск». Восстанавливаются храмы, а старинные дома (их тут большинство) радуют путника красотой ушедшей эпохи.
Стоишь у подножия высокой крутой горы и ждёшь: вот-вот покажется из‑за крепостной стены царь Салтан, а с ним и Александр Сергеевич (который бывал‑таки в Свияжске, это факт его биографии!), махнут призывно руками, а пушка – её макет находится у «Дома сказок» – бабахнет, зазывая гостей. И только солнце, опускающееся в водную гладь, напоминает о наступившем часе расставания.
Марина Захарчук