На экране светилась заставка с наименованием выставки в виде афиши, логотипами музея народной культуры, Ивнянского музея и Года культурного наследия народов России. Ведущая приветствовала собравшихся в учреждении культуры сотрудников Ивнянского историко-краеведческого музея и его филиалов, отдела краеведения Центральной библиотеки района, Дома мастера ЦКР п. Ивня, воспитанников детской школы искусств в сопровождении педагогов.
Она напомнила, что указом президента РФ 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России, целью которого является популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ. Всем нам очень важно помнить о наследии, ведь Россия — это огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими традициями и обычаями. Музеи являются главными их хранителями. Именно они собирают, бережно хранят, изучают и представляют культурное наследие.
Собравшимся показали видеопрезентацию о Белгородском ГМНК, который расположен в старинном двухэтажном здании бывшего дома купца Пивоварова на Гражданском проспекте, 67, известном как бывший кинотеатр «Орион». В этом году ему исполнилось 23 года.
Замдиректора музея по развитию Ольга Горбаченко рассказала о том, что его коллекция насчитывает свыше 23 тыс. единиц и является одной из лучших в Центрально-Чернозёмном регионе. Одним из направлений деятельности музея стало изучение истории женского народного костюма. Многолетний кропотливый труд научных сотрудников позволил собрать уникальную коллекцию из почти 5 тыс. не только женских традиционных костюмов разных районов Белгородчины, но также интересных и неповторимых элементов одежды конца ХIХ — начала ХХ веков.
Завсектором хранения отдела фондов музея Ольга Козлова провела тематическую экскурсию по выставке «Мозаика народного костюма», где были представлены привезённые в Ивню экспонаты. Присутствовавшие узнали, что белгородский край учёные-этнографы по праву называют заповедником народного костюма. Именно здесь встречаются три его комплекса из четырёх основных, характерных для всей территории расселения русского народа: с понёвой, сарафаном и юбкой. Причина такого разнообразия костюмов кроется в бурной истории нашего края — когда в XVI — XVIII веках заселялись белгородские земли, «по царскому прибору» сюда приехал «служилый люд» практически изо всех уголков России, принеся с собой свою специфическую культуру, в том числе и в костюме.
По типам женского народного костюма Белгородскую область этнографы условно делят на три крупных региона: Белгородско-Курский, Белгородско-Воронежский и Пооскольский. Для первого характерен комплекс женской одежды с сарафаном, для второго — понёвный, для третьего — юбочный.
На выставке в Ивне были представлены народные костюмы различных районов Белгородской области, их детали и ткани, из которых готовилась крестьянская одежда. В сундуке у каждой женщины за жизнь накапливалось множество разнообразных платков, шалей, полушалков. К концу XIX века платок становится основным и любимым головным убором как девушек, так и женщин. Он очень красив и удобен в пользовании, его носили как самостоятельно, так и в сочетании с другими головными уборами. В каждой волости и уезде отдавалось предпочтение тем или другим платкам.
Экскурсовод показала эффектный сарафанный комплекс Ивнянского района (Белгородско-Курский регион). По праздникам надевали сарафаны и бесполиковые рубахи с широкими рукавами, идущими от ворота, украшенные полосами с красно-узорным тканьём. Высокая завеска из конопляного полотна многоремизного и браного ткачества, декорированная понизу зубчатым кружевом, сплетённом на коклюшках, дополняла праздничный наряд молодой женщины. Непременной частью южно-русского традиционного костюма был и косоклинный сарафан, сшитый из чёрной домотканой шерстяной ткани (волосени). Его крой и декор отличался в разных районах нашей области.
Свадебный сарафанный комплекс ивнянских девушек того времени также притягивает своей яркостью и лёгкостью. Сарафан-юбка из алой шёлковой ткани с жаккардовым рисунком на спине заложен мелкими складками. Грудь, спина и подол декорированы золотым позументом. Рубаха из кисеи, где рукава кажутся лёгкими и воздушными. Манжеты с красно-чёрной вышивкой. Шёлковый пояс и платок в одной цветовой гамме. Завеска из яркого зелёного шёлка с вставкой из сиреневой тафты.
Были представлены комплекты: сарафанные с. Почаево Грайворонского городского округа, девичий Алексеевского округа, юбочный и свадебный понёвный Красногвардейского района; образцы юбок, собранных в Новооскольском округе и Ракитянском районе; комплекс с сезонной одеждой из Губкинского горокруга; сложные составные женские головные уборы (сорока с позатыльнем и качкой, кокошник-бархатник), разнообразные платки, пояса, различные височные, ушные, шейные, нагрудные, наспинные, поясные и ручные украшения, а также лапти из лыка, ивовой коры, пеньковой верёвки, женские открытые туфли из грубой чёрной кожи домашней выработки — коты, чулки.
На выставке были показаны также предметы, необходимые для изготовления домотканых тканей: гребень, веретено, прялка-донце, челноки и бёрда, конопляные холсты, заготовленные для шитья рубах, пестрядь — ткань домашней выработки с рисунком в клетку для шитья одежды, понёвное полотно, нити разной степени обработки.
В составе сотрудников музея в Ивню приехали и участники фольклорного ансамбля «Ладовицы» (с ударением на втором слоге). Они исполнили плясовую песню «У наших воротьев…» жителей с. Иловка Алексевского округа. А затем гости провели со школьниками увлекательные старинные игры «Тетёра», «Заинька» и «Как у дяди Трифона», в которых дети приняли активное участие.
В завершение мероприятия Галина Лисачёва поблагодарила гостей и присутствовавших за участие и выразила надежду, что все дни экспозиция белгородского музея будет востребована ивнянцами, которые увидят для себя много интересных вещей.