Сколько раз было сказано и написано, что сотрудники ПФР по домам не ходят, никаких сверок не проводят, документы не проверяют. Однако ежегодно большое количество граждан, бездумно подписавших какие‑то документы или предоставивших свои персональные данные неизвестным людям, назвавшимся сотрудниками пенсионного фонда, приходят в управления ПФР с требованиями аннулировать составленные от их имени документы, а то и сменить им СНИЛС.
Самое обидное, что при всём желании сотрудники УПФР не смогут помочь этим людям прежде всего потому, что документы (заявление и договор об обязательном пенсионном страховании) не попадают в территориальные органы ПФР того региона, в котором были оформлены агентами НПФ. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает аннулирование заключенного договора. Можно перекрыть данные документы другими, более поздними по дате подачи. Однако никто не сможет предугадать, когда документы будут сданы в ПФР агентами НПФ, которые, зная это положение законодательства, тоже стараются отправить договоры и заявления в последние дни года.
«Практика показывает, что очень многие граждане до сих пор не знают, что при переходе от одного страховщика к другому чаще, чем один раз в пять лет, они теряют деньги — заработанный страховщиком инвестдоход. А ведь эта норма законодательства действует уже четвертый год, информация о потерях пенсионных накоплений при частой смене страховщика размещена на сайте ПФР, в средствах массовой информации, на информационных стендах УПФР», — отметил начальник управления Пенсионного фонда в Ивнянском районе Юрий Платонов.
Требование сменить СНИЛС также невыполнимо, так как законодательно определено, что у застрахованного лица может быть только один индивидуальный лицевой счет, который является уникальным, выдается один раз на всю жизнь. СНИЛС необходим не только работодателю для отчисления страховых взносов, но и для предоставления гражданину государственных и муниципальных услуг и льгот, а также для регистрации на портале госуслуг. И даже если предположить, что застрахованному лицу будет присвоен новый лицевой счет, все сформированные пенсионные накопления всё равно остаются учтёнными на старом счёте и будут переданы другому страховщику по результатам рассмотрения документов, составленных по вашим персональным данным.
Кроме поквартирных обходов агенты НПФ практикуют посещения учреждений и организаций под видом всевозможных фондов содействия пенсионным реформам, разъяснения пенсионного законодательства и т. п. на деле же проводится агитация в пользу какого‑либо конкретного негосударственного пенсионного фонда и оформление документов на передачу средств пенсионных накоплений в указанный фонд.
«Разумеется, каждый гражданин вправе передать свои накопления в любой негосударственный пенсионный фонд, но делать это необходимо добровольно, осознанно и таким образом, чтобы при переходе не утратить полученный инвестдоход. Так, может быть, всё‑таки стоит немножко задуматься, прежде чем показывать незваным посетителям свои документы и подписывать неизвестно какие бумаги. Это сохранит ваше время, ваши нервы и, что немаловажно, ваши деньги», — подчеркнул начальник управления.