Работа рекомендательной системы YouTube до сих пор до конца не изучена. Пользователи не замечают, как сервис сам формирует ту ленту новостного, развлекательного и познавательного контента, который выдаётся в процессе просмотра роликов.
Согласно последним исследованиям, сервис использует специфический алгоритм, который выводит в рекомендации ненавистнический контент и блокирует материалы с альтернативной точкой зрения. С начала февраля на платформе YouTube открылся поток деструктивного и противоправного контента, а также фейковой информации.
«Алгоритмы YouTube в принципе не показывают российский информационный контент. Одним из главных критериев ранжирования видео является количество просмотров. Люди будут смотреть в первую очередь то, что обладает кричащими заголовками и содержит «простую сенсационную информацию». Это приводит к тому, что топовые видео на YouTube не содержат серьезной познавательной ценности», – рассказывает директор белгородской IT-компании «Инфолабс» Артём Яровой.
Российские законодатели уже неоднократно обращали внимание на проблему отсутствия контроля и регулирования рекомендательных сервисов YouTube. Авторы правовой инициативы выступают за привлечение иностранных компаний в сфере IT к ответственности в случае нарушений.
«YouTube систематически подсовывает своим пользователям, в том числе и детям, фейки об СВО, изображение трупов и убийств, а также другие жуткие ролики, не заботясь о безопасности своей аудитории», – отметил руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по защите прав пользователей Интернета Александр Малькевич.
Аналогичную точку зрению об опасности предлагаемого контента для психики детей выражает и директор белгородской IT-компании. По словам Артёма Ярового, алгоритм, используемый в детском YouTube, не работает должным образом.
«В детском YouTube можно найти видео со сценами насилия, информацию, которая вводит в заблуждение и т.д. В основе YouTube лежит рекомендательная система. Это абсолютно ограничивает возможности для изучения и получения новой информации, так как лента будет бесконечно рекомендовать видео, похожее на ранее просмотренные. И если ребенок захочет узнать что-то абсолютно новое для себя, ему нужно приложить серьезные аналитические способности, чтобы найти хороший контент», – подчеркнул Артём Яровой.