Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 03 мая 2019
 Марина Захарчук 205

Марина Захарчук: «Со святыми днями!»

Марина Захарчук: «Со святыми днями!»Фото: Архив Марины Захарчук
  • Марина Захарчук
  • Письмо в редакцию

Внештатный сотрудник редакции рассказала о церковных праздниках.

Все мы всегда с особым душевным трепетом и надеждой ждём Праздника праздников – дня Святой Пасхи. Это и величайший день для всех христиан, и обновление природы, и наши надежды на новую, светлую жизнь. Христос воскресе! – и отступают невзгоды и печали. Христос воскресе! – и сквозь толщу житейских тревог пробивается луч беспечальной радости. Христос воскресе! – и хочется жить и трудиться во славу Божию.

Светлое Воскресение. Светлая седмица. Но разве ею заканчивается Праздник? Нет, ещё так много светлого впереди. И Радоница – день пасхального поминовения усопших, когда наши дорогие близкие, те, которые уже отошли в мир иной, радуются вместе с нами и молятся вместе с нами: мы здесь – о прощении их грехов и вселении их «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне»; они о нас там – о помощи Божией нам, несущим свой земной крест, падающим, изнемогающим, отчаивающимся, чтобы Господь помог восстать, раскаяться, претерпеть.

Но вот и Красная горка, и Радоница позади. А дальше что? Дальше – третье воскресенье по Пасхе, называемое церковным календарём Неделей жён-мироносиц. Что это такое? А это – православный женский день, наш с вами, дорогие мои читательницы, праздник. И пусть традиционный гражданский женский день, 8 марта, давно позади. Мы с вами его и не заметили, ведь он был в самом начале поста – до праздников ли? Да и что нам традиция, если она идет вразрез с нашей верой? Ведь если мы вспомним историю «международного женского дня», то увидим, что праздник этот, установленный по инициативе Клары Цеткин, никогда не был ни международным, ни русским. А был он – революционным. Его и называть‑то правильно следовало днём женщины-революционерки. А любая революция чужда христианству; та же, которая произошла в нашей стране, стала для Церкви и народа русской голгофой.

Эмансипация, ворвавшаяся вместе с прочими революционными преобразованиями в нашу жизнь, стала не торжеством справедливости, как мечталось, а трагедией женщины. Она получила вроде бы равные с мужчиной права, но не освободилась при этом от своих обязанностей – рожать детей, заботиться о порядке и уюте в доме, словом, быть хранительницей семейного очага, который сохранять ровным и тёплым ей становится всё труднее: ведь теперь она тянет воз всех прежде сугубо мужских обязанностей, в который добровольно впряглась (а мужчины охотно подвинулись, а то и вовсе уступили женщине своё место).

Как горько констатировал поэт, в наше время «мужчины стали чем‑то вроде баб, а женщины – почти что мужиками». И как всегда, там, где нарушается гармония установленного Богом порядка, возникают хаос и разрушения. Хронически уставшие женщины задавлены своей отвоёванной в революциях эмансипированностью, у них нет сил и времени для самого главного – своей семьи. А ведь женщина была создана Богом помощницей мужу, и главным её предназначением названо рождение и воспитание детей, которыми она, по слову апостола, спасается. Это не значит, что женщина должна замкнуться в четырёх стенах и ограничиться лишь домашним хозяйством. Но всё остальное, чем занимается женщина, не должно быть в ущерб её главному, установленному Богом предназначению.

Духовная же жизнь женщины может и должна быть разнообразной и богатой. Конечно, служить Богу в церковном алтаре и произносить проповеди с церковного амвона – удел избранных мужей. Но женщине Господь дал чуткое сердце, трепетную душу, а иногда – и дар слова. И среди учеников Христовых были не только апостолы, но и жёны-мироносицы, которые в Евангелии почти и незаметны: они просто ходили в след Христа, готовые при необходимости услужить, но и внимательно слушая и впитывая в сердце все, что говорил Господь.

Образцом служения Христу стал образ евангельских сестер Марфы и Марии: одна заботилась о телесном отдыхе Спасителя, вторая спешила напитаться Его духом. Мы же должны подражать обеим и все успевать, как успели жёны-мироносицы, первыми узнавшие о Воскресении Христовом, а потом ставшие проповедницами Божия слова. Евангелие называет нам их имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Марфа и Мария, Сусанна… Позже к ним присоединились святые равноапостольные просветительницы своих народов: Елена, Фёкла, Нина, Людмила, Ольга…

За двадцать столетий Церковь украсилась множеством святых подвижниц, безраздельно посвятивших себя служению Богу и людям. Мученицы Екатерина, Варвара, Татиана, Параскева, Марина, Анастасия; преподобномученицы Евдокия, Евгения, великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара; преподобные Пелагия, Евфросиния, Мария Египетская; праведная Феврония; блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская… И ещё много прославленных и тайных подвижниц благочестия, чьи имена мы носим.

А что же наши мужчины? Ужели в церковном календаре нет для них православного мужского дня? Есть, как не быть. Вот он, совсем рядом: 6 мая – память великомученика и Победоносца Георгия, святого, чьё изображение помещено на гербе нашей Родины.

Житие этого великого христианского подвижника IV века говорит, что был он знатного рода, служил в римском войске и за храбрость в сражениях был принят в стражу императора Диоклетиана одним из старших военачальников. Но Георгий был христианином, и когда начались гонения на христиан, открыто исповедовал свою веру перед императором. Ни уговоры и щедрые посулы, ни пытки и казни не сломили воли святого мученика. Многих тогда твёрдость его веры, сопровождаемая чудесными знамениями с небес, обратила в христианство. Но и после своей физической смерти святой Георгий продолжал укреплять живущих на земле христиан, являясь им во сне и наяву, вступая в сражения на поле брани и даже освободив целый город от козней свирепого летучего дракона. Неудивительно, что он стал считаться святым заступником и покровителем православных воинов.

Особенно почитаем великомученик Георгий в России. В его честь повсеместно сооружались храмы; изображение всадника с мечом, поражающего змия (чудо Георгия о змие), встречалось на княжеских печатях, шлемах, монетах, знаменах и наконец вошло в герб Москвы. Императрица Екатерина II утвердила военный орден святого великомученика Георгия Победоносца, ставший главной наградой в Российской армии.

Награждение орденом предусматривалось только за конкретные подвиги в военное время.

«Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену св. Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но и сверх того ознаменовал себя на пользу и славу российского оружия особенным отличием», — говорилось в статуте ордена. 

Орден святого Георгия имел 4 степени отличия. Первоначально им награждали только офицеров, а в XIX веке появился и знаменитый солдатский георгиевский крест. Замечательно, что на четырёхконечной звезде (так именовался офицерский орден) изображение святого полагалось только для православных кавалеров этого ордена. Но так как российская армия, как и государство, была многонациональной, то в статуте ордена появилось определение: «На звёздах и крестах всех степеней, жалуемых не христианам, вместо изображения св. Георгия и вместо вензелевого имени его изображается императорский российский орел».

Нам бы сегодня поучиться такому бережному отношению к религиозным святыням у наших предков!
Среди наград российской армии было и георгиевское оружие – шпаги, палаши, шашки, сабли, кортики, имевшие на себе надпись «За храбрость» и украшенные большим эмалевым крестом святого Георгия. Среди знаков отличия были георгиевские штандарты и трубы, ленты на знамени и флотские бескозырки, петлицы на воротники мундиров. История российской армии знает случаи, когда за боевые подвиги Георгиевскими отличиями награждались целые части. В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца на мраморных досках помещены имена всех кавалеров ордена святого Георгия, начиная с 1769 года.

Вот почему день церковной памяти святого великомученика и Победоносца Георгия мы можем по праву считать праздником православных воинов и поздравлять с этим днем всех наших дорогих мужчин. Не забудем и такой знаменательный факт: в 1945 году 6 мая, в канун великой Победы, слились воедино день святого Георгия и праздник Святой Пасхи.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×